темпера в словаре кроссвордиста
темпера
- Краска, растёртая на яичном желтке
- Картина в эмульсионных красках
- Живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии из воды и яичного желтка либо из разведенного на воде растительного или животного клея
- Краски, растертые на эмульсии
- Вид живописного произведения
- Живопись красками на основе натуральных или искусственных эмульсий
- Живопись красками на основе натур. или иск. эмульсий
- Живопись красками на эмульсионной основе (яичной, клеевой и других)
- Картина, выполненная красками, растертыми на эмульсии
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(тэмпера), темперы, ж., а также нескл. (ит. tempera) (живоп.).
Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее время в несколько измененном составе. Картина, писанная темпера (или темперой).
только нескл. Картина, писанная такими красками. Выставка темпера.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
[теэ], -ы, ж.
собир. Краски, растертые на эмульсии.
-
Картина, выполненная такими красками.
прил. темперный, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Краски, приготовленные на натуральных эмульсиях (желтке, меде и т.п.) или на смеси клеевого раствора с маслом.
Произведение, выполненное такими красками и в технике таких красок.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТЕМПЕРА (итал. tempera, от temperare - смешивать краски) живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.).
Большая Советская Энциклопедия
(итал. tempera, от temperare ≈ смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Т., известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые иконописцы писали Т. на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись слоем олифы или масляного лака. С 15 в. в Западной Европе (а в России с 18 в.) Т. вытесняется масляной живописью. В конце 19≈20 вв. Т. вновь широко применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Современные картины, написанные Т., не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных Т., проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с красками масляной живописи.
Лит.: Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Wehite К., Тетреramalerei, 4 Aufl., Ravensburg, [1961].
Википедия
Те́мпера (, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски , приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов . Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея , полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.
Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками , так и густое пастозное письмо.
Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи . История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.
В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная ( ПВА , связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так сохранилось письмо Дюрера, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину. Он приедет через несколько месяцев, сам покроет её лаком и гарантирует сохранность 300 лет.
Акриловая темпера , но ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. Рисунок, сделанный один-два дня назад, очень легко растворяется водой при нанесении последующих слоев краски.
Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи , где избыточная влага, оставшаяся в кирпичной или каменной кладке стен после строительства, будет со временем испаряться сквозь роспись.
В магазинах предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок. Темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.
Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов — традиционная техника иконописи , при которой используется краска, приготовленная на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком . Техника работы древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры ( Палех , Мстёра, Холуй). Современные художники также выбирают для своего творчества темперу. Дмитрий Жилинский отмечал: «С 1964 года я пишу темперой. Почти все мои значительные вещи написаны на ДСП по левкасу, небольшие пейзажи, портреты на картоне — оргалит».
Настенные росписи по свеженанесенной известковой штукатурке проводят с использованием водных растворов пигментов без добавления связующего элемента , а после, по необходимости, заканчивают роспись темперой.
Примеры употребления слова темпера в литературе.
Если кто и сумеет сделать это, - проскрипел Аллегория, - то только Дэн Темпер.
Пауля Клее, созданные им в год его смерти, акварель Святая из окна и, темперой на дерюге, Смерть и огонь, мы могли бы долго простоять перед ними и -- расстаться со всякой претензией на непосредственное понимание.
И однажды вечером при тускло горевшей восковой свече он написал темперой индиговую ночь, воду и удивленно вытянутые из этой воды шеи многих плезиозавров с головками, до того маленькими, что они были еле заметны.
Написана Варвара на доске, покрытой тонким слоем левкаса - гипса в смеси с клеем, темперой - в распространенной технике иконописи.
Этот человек, отказывающийся поднять свою холодную, занемевшую задницу с могильной плиты над своей так называемой возлюбленной - живой символ самого Даниэля Темпера, оплакивающего свое раннее облысение и возлагающего вину за это на таинственную болезнь и лихорадку.
Она станет счастлива, когда отыщет этого Даниэля Темпера, - произнес голос, который, как я теперь понял, принадлежал Пегги Рурке.
А каково будет удивление Темпера, когда он обнаружит, что каждый его шаг был не просто реальностью, а символом реальности!
Существуют драконы различного размера и темпера метра, хотя ничего особенно огромного и опасного.
А по утрам, собираясь к себе в гимназию, он говорил Лене так, чтобы не слышала Ольга Алексеевна, что вот именно тогда, когда он добился в темпере всего, чего хотел добиться, обстоятельства, проклятые обстоятельства, складываются так, что нельзя уж даже и этюды писать, не только картины.
Топор, который постоянно лежал около ее кровати, она передала Лене с таким напутствием: - Если нападут бандиты, то ты не слушай, что твой отец будет рассказывать им о темпере и Рибейре, а колоти их, сколько силы хватит, исключительно по башкам, - хуже тебе от этого во всяком случае не будет.
Михаил Петрович, пристально на нее глядевший в то время, как она говорила это, и круто перешел он с холстов на картон и с масляных красок на темперу, отыскивая в истории живописи рецепты этих красок средних веков и возясь с яичными желтками, клеем и прочим, что для них требовалось.
Но увлечение темперой и скрипкой скоро прошло у Лени: его занимала только сама техника того и другого дела, - так это понял отец, - потому что жизнь кругом была совсем не такова, чтобы отдаться целиком и вплотную тому или другому из слишком мирных искусств.
И вот уже Лене представилось все это: и уголок парка, и синицы-московки, и рыжеватый снег, и темные, влажные ветки деревьев, и зеленая скамейка, и индигово-синяя, неразборчивая в линиях и пятнах толпа в движении, и совершенно спокойная - она, вот эта женщина, с большим прекрасным лицом, - в продолговатой четырехугольной раме, как картина, сделанная темперой - красками, которые не жухнут, не меняются, не поддаются времени.
Источник: библиотека Максима Мошкова