Википедия
Таджалли́ — в исламе : «богоявление», манифестация божества в мире. Последователей учения называют ахль ат-таджалли.
В кораническом эпизоде, повествующем о явлении Аллаха горе, в результате чего она «обратилась в прах» встречается глагольная форма таджалла . Считается, что термин таджалли для обозначения блаженного видения, ожидающего людей в Судный день впервые введён Рабахом ибн Амром аль-Кайси (ум. в 796 г.). Такое понимание таджаллии получило развитие в учении Сахля ат-Тустари (ум. в 896 г.), который различал три вида таджаллии:
- божественное откровение (мукашафа), или явление божественной сущности (таджалли аз-зат);
- озарение (мауди" ан-нур), или явление божественной сущности в своих атрибутах (таджалли сифат аз-зат);
- будущая жизнь (аль-ахира ва ма фиха), или явление божественного повеления (таджалли хукм аз-зат).
В первом и во втором случаях речь, по-видимому, шла о различных аспектах «богоявления» в День Суда, уготованное избранным «друзьям» Аллаха ( авлия ). Явление божественного повеления есть окончательное осуществление предвечного божественного замысла в отношении творения и всеобщее воздаяние. Как видно из критики исламских богословов взглядов ат-Тустари и его последователей ( салимия ), он допускал возможность лицезрения в Судный день Аллаха в образе человека.
Согласно учению аль-Халладжа , Аллах постоянно является (ятаджалли) людям в предметах и событиях окружающего мира, но лишь избранные могут «узнать его». Человек, который ни на мгновение не забывает о присутствии Аллаха приходит к тому, что утрачивает свои индивидуальные человеческие качества (насут) и погружается в божественность (лахут).
Термин таджалли широко использовали сторонники учения о «единстве бытия» ( вахдат аль-вуджуд ), для которых божество — это единая трансцендентная сущность (аз-зат), являющаяся (аль-мутаджаллия) в бесчисленных образах земного бытия.