сюита в словаре кроссвордиста
сюита
- Пьеса
- Музыкально-хореографическая композиция
- Музыкальный жанр
- Родственница сонаты
- "винегрет" из пьес
- Произведение из нескольких пьес
- Ассорти из пьес в музыке
- Музыкально-танцевальный опус
- Ревю на балетных подмостках
- Пьеса ассорти из танцев
- Дивертисмент, иначе
- Жанр «Шехерезады» Римского-Корсакова
- Что такое партита
- «Моцартиана» Чайковского
- «Винегрет» из пьес
- Музыкальное произведение для танца
- Музыкальное произведение из нескольких пьес
- Мзыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла
- "музыка для королевского фейерверка" композитора Георга Генделя как произведение
- Жанр "Шехерезады" Римского-Корсакова
- Музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, например, нескольких танцев, а также составленное из музыки опер, балетов, фильмов
- Музыкальное произведение для хора и оркестра
- Музыкальный дивертисмент
- Партита
- Композиция пьес
- Музыкальное произведение
- Что такое партита?
- "Моцартиана" Чайковского
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
сюиты, ж. (фр. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита Баха. Сюита из оперы "Снегурочка".
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла. Восточная с.
прил. сюитный, -ая, -ое. С. цикл.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.
Музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т.п.
Композиция из нескольких танцев, объединенных общей темой (в балете).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СЮИТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллемандры, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные ("Шехерезада" Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. suite, буквально ≈ ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от сонаты и симфонии , С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом С. явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (павана ) и быстрого (гальярда ) танцев. Классический тип старинной танцевальной С. сложился в творчестве И. Я. Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев ≈ умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо которых в С. 17≈18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанцевальные пьесы ≈ прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также «дубли» (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин «С. » к таким соч. ранее всего стали применять французские лютневые композиторы в конце 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались «lessons» (Г. Пёрселл), в Италии ≈ «balletto» или (позднее) «sonata da camera» (А. Корелли), в Германии ≈ «Partie» (И. Кунау) или «Partita» (И. С. Бах), во Франции ≈ «ordre» (Ф. Купсрен). Высокие образцы классической С. создали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й половине 18 в., в эпоху венского классицизма, С. уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций , серенад и дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19≈20 вв. создаются главным образом оркестровые С. нетанцевального склада, иногда включающие отдельные части в танцевальных ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие С. бывают программными («Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театральным постановкам, операм, балетам («Пер Гюнт» Грига, балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева), фильмам. Пишутся и С., связанные с народными танцевальными традициями (А. Дворжак, Б. Барток). Особые разновидности ≈ вокальная и хоровая С.
Термин «С.» обозначает также музыкально-хореографическую композицию из нескольких танцев.
Лит.: Попова Т., Сюита, М., 1963; Nef К,, Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F., Studien zur Vor-geschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925.
И. Э. Манукян.
Википедия
Сюи́та — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой.
В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам , а в XX веке — и из музыки к кинофильмам.
Примеры употребления слова сюита в литературе.
Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским.
Традиционные составные части сюиты Бах дополнял разработкой тем гавота, менуэта, полонеза, старинных французских танцев паспье и бурре, славяно-итальянского танца форлана.
С другой стороны, Гаврилин создает произведения крупной формы - сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов современной эстрадной музыки.
Рассказывают, что когда оркестр паломников в страну Востока впервые публично исполнил сюиту догенделевских времен без характерного крешендо и декрешендо, с наивностью и целомудрием, свойственным иным временам и другому миру, -- слушатели или вообще ничего не поняли, или же, насторожившись, решили, что впервые в своей жизни услышали музыку.
Он быстро приспособился к размеру инструмента, настроил его и сыграл сюиту сочинения господина Могара, легко, непринужденно и умело.
Скрипичные и клавирные концерты, партиты и сюиты, сонаты для скрипки и флейты, для гамбы.
Бах побывал в Целле, слышал аллегорическую музыку, сюиты, музыку на воздухе - пленэрную, по версальскому образцу.
Смотришь и диву даешься: 50-ые , а ведь умели же люди ставить1 В свое время в этой сюите блистали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Майя Плисецкая, Михаил Лавровский, Марис Лиепа.
Показательно, однако, что сюита его движений в каком-то смысле непредсказуема, она построена на механике, существующей на грани между автоматизированным повтором и неловкостью, -- недаром он почти обрушивает комод.
Кантаты Баха включают такие сложившиеся в его время формы, как вступительные симфонии, арии да капо, оперные ариозо и речитативы, увертюры и танцевальные сюиты и др.
В светской, галантной музыке Второй сюиты Бах одаряет слушателей гаммой ощущений, настроений, состояний мысли.
Но вместо изящного дивертисмента, каким выглядели чаще всего итальянские или французские сюиты, Бах написал поэтические пьесы, настраивающие на глубокие размышления.
В сюитах проявилось своеобразие григовокого языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр.
В эти же годы созданы Украинский квинтет, Четвертый струнный квартет, Сюита для струнного квартета на украинские народные темы.
Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою -- и для оркестра.
Источник: библиотека Максима Мошкова