Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

стиховедение в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

стиховедение

стиховедения, мн. нет, ср. (лит.). Наука о стихе (см. стих 1 в 1 знач.) и стихосложении.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

стиховедение

-я, ср. Раздел литературоведения - наука о стихе (в 1 знач.), о стихосложении. Г| прил. стиховедческий, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

стиховедение

ср. Наука о стихе (1*1) и стихосложении как раздел литературоведения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

стиховедение

отрасль литературоведения, изучает звук, форму литературных произведений; основной ее материал - стихи. Разделы стиховедения - фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных мест и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов в строфы).

Большая Советская Энциклопедия

Стиховедение

метрика, наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом С. являются стихи (отсюда и название), т. е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха ≈ см. Метр ) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственная метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных литературных традициях различны: иногда из С. выпадают некоторые разделы (в античном С. фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С. входит рассмотрение фигур стилистических ). Некоторые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С. и др. областей литературоведения: так, на границе С. и стилистики (именно поэтического синтаксиса) лежит явление переноса , на границе С. и композиции лежит явление «твёрдых форм» (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация , затрагивает и область декламации (например, «восходящая интонация»), и стилистики (например, «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактическая интонация» и т.п.). Возникновение С. как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, «классической» системой стиха (так, латинское С. опиралось на понятия греческого С., а новоевропейское ≈ на понятия латинского С.). В соответствии с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи; только с 19 в. С. становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в С. является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. пользуется в основном сравнительным методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм:

  1. в разные периоды литературной истории,

  2. в литературе разных языков,

  3. в поэтическом произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка. Конечной целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, её связи со структурами языковой и образной.

    Развитие русского С. неотрывно от развития русского стихосложения , первый подъём его (18 в. ≈ работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 в. ≈ работы А. Х. Востокова и др.) ≈ с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910≈20-е гг. ≈ работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. Якобсона и др.) ≈ с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского С. наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.

    Лит. см. при ст. Стихосложение .

    М. Л. Гаспаров.

Википедия

Стиховедение

Стихове́дение — один из четырех разделов поэтики (наряду с генологией, композицией и стилистикой ), изучающий ритмическое строение литературных произведений. Стиховедение чаще всего сводят к изучению стихотворной фоники , метрики и строфики .

Примеры употребления слова стиховедение в литературе.

В их стиховедении такая же россыпь открытий в сфере теории стиха, как в их стихосложении - поэтических новаций.

Источник: библиотека Максима Мошкова