Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

средневековые лады

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ (церковные лады) лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с сер. 16 в. 12, разделялись на главные (автентические) и побочные (плагальные). Для обозначения средневековых ладов применяли названия древнегреческих ладов, относя их к звукорядам др. структуры. Основные категории средневековых ладов - финалис (конечный тон), амбитус (объем звукоряда), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).

Большая Советская Энциклопедия

Средневековые лады

церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения ≈ двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского средневековья. С. л. использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Для обозначения С. л. первоначально служил порядковый номер пары С. л., объединявшей главный автентический лад и производный плагальный, затем порядковый номер каждого из С. л.; использовались лишь названия древнегреческих ладов, однако отнесённые уже к другим звукорядам:

Основные категории С. л. ≈ финалис (конечный тон), амбитус (объём звукоряда) и (в мелодиях, связанных с псалмодированием) реперкусса (тон повторения, псалмодирования, в нотных примерах обозначен белой нотой в середине звукоряда). Каждый из С. л. обладал своими характерными мелодическими формулами-попевками. Пример мелодии в одном из С. л.:

В светской и народной музыке средневековья (и Возрождения), по-видимому, существовали и др. лады, однако они игнорировались музыкальной теорией, находившейся в руках церкви. Лишь в середине 16 в. в систему С. л. были включены ещё четыре лада:

Каждому из С. л. приписывался свой характер выразительности.

Ю. Н. Холопов.