Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Словацкий Юлиуш

Словацкий (Słowacki) Юлиуш (4.9.1809, Кременец, ныне Тернопольской области УССР, ≈ 3.4.1849, Париж), польский поэт. Родился в семье профессора. Окончил юридический факультет Вильнюсского университета (1828). Уже ранние поэмы С. носят романтический характер («Гуго», 1829; «Ян Белецкий», 1830, и др.). Первые драмы С. ≈ попытки создания трагедии политических конфликтов и человеческих страстей («Мария Стюарт», 1830; «Миндовг, король литовский», 1831). На польское восстание 1830≈31 С. откликнулся циклом патриотических стихов («Ода к свободе», 1830, и др.). С 1831 жил в эмиграции.

Наряду с А. Мицкевичем С. ≈ наиболее полный выразитель идей революционного романтизма. Лирическим шедевром С. стала поэма « В Швейцарии» (опубликована 1839). В 40-е гг. С. создал польский романтический театральный репертуар. В поэмах («Ламбро», 1833; «Ангелли», 1838), драмах и трагедиях («Кордиан», 1834; «Горштыньский», написана в 1835, опубликована в 1881, и др.) критически освещал роль шляхты в освободительном движении; в политической лирике выступал против клерикализма, за идеи народной революции («Ответ на «Псалмы будущего»», 1845≈48, и др.). С. принадлежит цикл драм сказочно-фантастического характера («Балладина», 1834, опубликована 1839; «Лилла Венеда», 1840). Реалистические тенденции сказались в драме «Фантазии» (1841). В лирике С. доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости («Гимн», 1836, опубликован 1839; «Моё завещание», 1839≈40, и др.). Как прозаик выступал с фрагментами исторической прозы. Вершиной его творческих исканий стала поэма «Бенёвский» (1840≈41, неокончена, опубликована 1841, рус. пер. 1973), отмеченная виртуозным стихотворным мастерством. В поздних драмах С. при наличии мистико-религиозного элемента не исчезают ни патриотические стремления («Ксёндз Марек», 1843), ни интерес к социальным конфликтам («Серебряный сон Соломеи», 1844). Лирика С. середины 40-х гг. обретает космическую образность, пророческую страстность, она пронизана напряжённым ожиданием революционного взрыва. Синтезом философско-исторических взглядов С. должна была стать эпопея «Король ≈ Дух» (незакончена). В России С. долгое время был мало известен. На рубеже 19≈20 вв. им заинтересовались русские символисты (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов). Лучшие переводы (А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Л. Н. Мартынова и др.) появились после 2-й мировой войны 1939≈45.

Соч.: Dzieła, t. 1≈14, 3 wyd., Wr., 1959; Dzieła wsrystkie, t. 1≈15, 2 wyd., Wr., 1952≈1963; в рус. пер. ≈ Избр. соч., т. 1≈2, М., 1960; Лирика, М., 1966; Стихи. Мария Стюарт, М., 1975.

Лит.: Стахеев Б, Ф., Ю. Словацкий, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Левiнська С. И., Юлiуш Словацький. Життя i творчий шлях, Ки©в,1973; Вернее Г. Д., ЮлЁуш Словацькнй i Укра©на, Ки©в, 1959; Ю. Словацкий. Биобиблиографический указатель, М., 1959; Kleiner J., Słowacki. Dzieje tworezosci, t. 1≈4, Lw. ≈ Warsz. ≈ Kr., 1924≈28; Kalendarz zycia i tworszosci J. Slowackiego, Wr., 1960; Treugutt S., «Beniowski». Kryzys in dywidualizmu romantycznego, Warsz., 1964; Sawrymowicz E., J. Słowacki, 4 wyd., Warsz., 1973 (лит.).

Б. Ф. Стахеев.