скопас в словаре кроссвордиста
скопас
- Древнегреческий архитектор, скульптор, автор фриза мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками, скульптур: "Потос", "Менада", "Мелеагр", "Амазономахия", "Молодой Геракл"
- Др.-греч. скульптор и архитектор
- Древнегреческий архитектор, зодчий ("Амазономахия")
- Древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э
- Древнегреческий архитектор, скульптор, автор фриза мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками, скульптур: «Потос», «Менада», «Мелеагр», «Амазономахия», «Молодой Геракл»
- Древнегреческий скульптор и архитектор (4 в. до н. э.)
- Древнегреческий архитектор, скульптор, автор фриза мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками, скульптур: "Потос", "Менада», «Мелеагр», «Амазономахия», «Молодой Геракл»
Энциклопедический словарь, 1998 г.
древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 до н. э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов.
Большая Советская Энциклопедия
(Skopas), древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алей в Тегее (350≈340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных произведений С. важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (середина 4 в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем; фрагменты ≈ в Британском музее, Лондон; см. илл.). Многочисленные работы С. известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада», см. илл.). Отказавшись от свойственного искусству 5 в. гармонического спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их С. использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры , в частности на произведения мастеров 3≈2 вв., работавших в г. Пергам .
Лит.: Чубова А. П., Скопас, Л. ≈ М., 1959; Arias P. E., Scopas, Roma, 1952.
Википедия
Скопас (, Skopas; ок. 395 до н. э. , — ) — древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы . Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору , практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета .
Скопас родился на острове Парос около 395 года до н. э. Работал в таких греческих и малоазийских городах, как Тегея , Галикарнас и др. Сотрудничал с Праксителем . Участвовал в сооружении храма Афины Алеи в Тегее (350—340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.
Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея Мавсола в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом , Леохаром и Тимофеем; фрагменты — в Британском музее). Многие работы Скопаса известны по римским копиям .
В честь Скопаса назван кратер на Меркурии .
Скопас:
- Скопас — древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э.
- Скопас — древнегреческий военачальник и политический деятель III в. до н. э.
Скопас — древнегреческий военачальник и политический деятель. Неоднократно избирался на должность стратега Этолийского союза , возглавлял грабительские рейды этолийцев, командовал этолийскими отрядами в Союзнической войне 220—217 гг. до н. э. . Вместе с Доримахом предложил политические и экономические реформы в Этолийском союзе, но, не получив поддержки, был вынужден удалиться в изгнание в Египет.
Примеры употребления слова скопас в литературе.
Здесь трудились Леохар, Тимофей, Скопас -- мастера, известные всей Греции.
Колокол-из пляшущего Фавна,-- быть может, древнего эллинского ваятеля Скопаса.
Таким образом, мышка-пророчица, певшая на ладони Бальмонта и детстве, мышь, изваянная Скопасом под пятой Аполлона, мышь, беготню которой во время бессонницы слышали и Пушкин, и Бальмонт, и Верлэн, мышь, внушающая безотчетно-стихийный ужас многим людям, она явилась нам теперь как олицетворение убегающего мгновения.
В память победы Деметрий искусного вызвал Скопаса, Дабы воздвиг на утесе, над гаванью Самофракийской В память победы морской изваянье крылатыя Ники.
Глыбу паросского мрамора выбрал Скопас богоравный Тяжкоогромную, чистую, трещин лишенную черных.
Конечно, Скопас был великим мастером и обладал потрясающим воображением.
Другое дело - не верить в наших богов, но их можно любить, как любили Фидий, и Пракситель, и Мирон, и Скопас, и Лисипп.
Я б друзьям подарил с полной охотою Чаши, мой Цензорин, медь, им желанную, И треножники всем - греков почетные Роздал я бы дары, не позабыв тебя, Если б был я богат теми издельями, Что Паррасий создал или создал Скопас, - Этот в мраморе, тот краской текучею Мастер изображать бога иль смертного.
В Афины приехала, чтобы изучать лучшие древние образцы Фидия, Скопаса и Праксителя.
Известна статуя Аполлона работы Скопаса, где солнечный бог изображен наступившим пятой на мышь.
Аполлона работы Скопаса, где солнечный бог изображен наступившим пятой на мышь.
Неужели прозорливость Скопаса - или сказочное стечение обстоятельств - и в самом деле позволило скульптору пробиться туда?
Ричард Блейд окончательно выключил трансляцию из Британского Музея, мысленно превратив мраморные барельефы Скопаса в одно огромное белое поле.
Вечные боги послали тогда предсказанье на остров: Днем, средь сиянья лучей Гелиоса, в глазах у народа Статуя Ники крылатой исчезла с утеса над морем - Будто и не было здесь сотворенной Скопасом Ники крылатой, шагнувшей вперед с корабельного носа.
Исполнение скульптурных украшений мавзолея было поручено пяти ваятелям: Пифесу, Скопасу, Мохаресу, Бриаксису и Тимофею.
Источник: библиотека Максима Мошкова