Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

скифы в словаре кроссвордиста

скифы

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

скифы

скифов, ед. скиф, скифа, м. (греч. skythoi).

  1. Общее название степных народов иранского (предположительно) происхождения, кочевавших за несколько веков до хр. э. в северном Причерноморье и прилегающих к нему районах (истор.). Как дикий скиф, хочу я пить. Пушкин. - Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами. Блок.

  2. перен. Дикие, грубые люди (книжн. устар.). Вы образованны и воспитанны, но в сущности какой вы еще скиф. Чехов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

скифы

-ов, ед. скиф, -а, м Древние ира-ноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях.

ж. скифка, -и. йпрыл. скифский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

скифы

мн.

  1. Древние ираноязычные племена, кочевавшие или населявших северное Причерноморье в VII в. до н.э. - III в. н.э.

  2. Представители этих племен.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

скифы

древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н. э. - 3 в. н. э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Хозяйство: земледелие, скотоводство, обработка металлов, торговля с античными городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н. э. создали Скифское государство. После разгрома готами Скифского государства растворились среди других племен. От скифов остались многочисленные памятники (курганы, городища).

Большая Советская Энциклопедия

Скифы

(греч. Skythai), общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской языковой группы индоевропейской семьи. С. были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с территории Поволжья на З. Другие полагают, что основное ядро С. вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Начало истории С. отмечено их войной с киммерийцами , которые были вытеснены С. из Северного Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами С. в Малую Азию. С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами. Следы пребывания С. отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения С. ≈ степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. С. разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота , господствующими были С. царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали С.-кочевники. Между Иигулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили С.-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-С., севернее их ≈ алазоны, а ещё севернее ≈ С.-пахари. Границы расселения отдельных племён Скифии (особенно С.-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля С. скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у С. союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению С. способствовала их война с персидским царём Дарием 1 в 512 до н. э. На рубеже 5≈4 вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. 4 в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Археологическое исследование Каменского городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных С. Резкие изменения в социальном строе С. к 4 в. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. царских курганов, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвлённых жён или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи- акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты , обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греч. мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царём Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения С., осадил Ольвию , но С. уничтожили его войско. К концу 3 в. до н. э. держава С. значительно сократилась под натиском сарматов , пришедших из-за Дона. Столица С. была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царём Скилуром. Кроме Крыма, С. продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э., когда С. стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность С. была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта , выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половине 1 в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее С. вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством . Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й половины 3 в. н. э. и было уничтожено готами . С. окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого переселения народов. Название «С.» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья. С. оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики (ремёсел, земледелия) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов Юга России.

Искусство С. представляет собой одну из самых ярких областей художественной культуры Северного Причерноморья. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях С., наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве С. 4≈3 вв. до н. э. образы животных получали всё более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния С.-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С 5 в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для С., сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства С., живших на Европейской части СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх , Куль-Оба , Солоха , Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе скифском.

Лит.: Латышев В. В., Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. 1≈2, СПБ, 1893≈1906; Граков Б. Н., Скифы, М., 1971; Черников С. С., Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось «скифское искусством, М., 1965; Смирнов А. П., Скифы, М., 1966; Сокровища скифских Курганов в собрании Государственного Эрмитажа, текст М. И. Аргамонова, Прага ≈ Л., [1966]; Хазанов А. М., Золото скифов, М., 1975; Rostovtzeff М., The animal style in South Russia and China, Princeton ≈ L., 1929; Jettmar K., Die fruhen Step-penvolker. Der Eurasiatische Tierstil..., Baden-Baden, [1964].

К. Ф. Смирнов.

Википедия

Скифы

Ски́фы ( др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, также известны под именами:Scyth, Saka, Sakae, Sacae, Sai, Iskuzai, Askuzai) — древний индоевропейский народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.

В узком смысле под скифами подразумеваются ираноязычные племена, обитавшие в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона , именуемой в древнегреческих источниках Скифией .

Информация о скифах известна из сочинений античных авторов (особенно Геродота ) и археологических раскопок.

Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы , саки и массагеты .

Скифы (футбольный клуб)

«Скифы»украинский футбольный клуб из города Львова . Участник второй украинской лиги — 1995/96 . Победитель группы любительского чемпионата Украины 1994 года.

Скифы (значения)

Скифы

  • " Скифы " — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности.
Скифы (стихотворение)

«Скифы» — стихотворение Александра Блока . Вместе с поэмой « Двенадцать » является последним произведением поэта — более до своей смерти в 1921 году он ничего не публиковал.

Скифы (альманах)

Сборник «Скифы» — литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде . Выпущены издательством « Революционный социализм ».

Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение. Их увлекали поиски нового всеобщего духовного единения в противовес буржуазному обывательству.

Первый сборник вышел в 1917 г. под редакцией Р. В. Иванова-Разумника и С. Д. Мстиславского , а второй — в 1918 г. под редакцией А. Белого , Иванова-Разумника и Мстиславского. Обложку сборников оформил К. С. Петров-Водкин .

1-й сборник открывался предисловием за подписью «Скифы» и завершался программными статьями Иванова-Разумника «Испытание огнём» и «Социализм и революция».

Иванов-Разумник утверждал, что после революции главной движущей силой социального развития России осталась народность, которая единственная сохранилась из триады Православие. Самодержавие. Народность . Он критиковал тех, кто не увидел за «иноземным» (за внешней марксистской оболочкой революции) «подлинно русского» её содержания. Иванов-Разумник писал, что революция 1917 г. подобна реформам Петра I , а «в своей революции Петр I был в тысячи и тысячи раз более взыскующим Града Нового, чем девяносто из сотни староверов , сожигавших себя во имя „Святой Руси“».

Иванов-Разумник предвкушал, что именно русская революция перевернет весь мир. Он считал, что Россия − это молодой, полный сил народ, « скифы », который будет диктовать свои законы одряхлевшему Западу . Он писал: «Да, на Руси крутит огненный вихрь. В вихре сор, в вихре пыль, в вихре смрад. Вихрь несет весенние семена. Вихрь на Запад летит. Старый Запад закрутит, завьет наш скифский вихрь. Перевернется весь мир». Во втором сборнике в статье «Две России» Иванов-Разумник писал:"Всемирность русской революции — вот что пророчески предвидят народные поэты, и в этом их последняя, глубокая радость, в этом их вера в новое воскресение распинаемой правды, вера в то, что за черным ненастьем светит солнце, Господне Око… Борьба бескрылых с крылатыми — история мира, история человечества, история революции. И этой борьбой разделены мы все теперь несоединимо. Два стана, два завета, две правды, две России".

В сборниках были опубликованы произведения С. А. Есенина , В. Я. Брюсова , М. М. Пришвина , А. М. Ремизова , Н. А. Клюева , Е. И. Замятина .

Группа писателей, принявшая участие в сборнике, к которой после октября 1917 г. примыкали также А. А. Блок и А. П. Чапыгин , сотрудничала в печатных органах партии левых эсеров — в литературном отделе газеты «Знамя труда» (1917-18) и журнале «Наш путь» (1918).

Примеры употребления слова скифы в литературе.

По всему полю полыхали такие костры, словно скифы вознамерились сжечь все деревья, кусты и траву по всему белому свету, а пламенем хотели поджечь небеса.

Ладно, от царя Коло пошли сколоты, от Скифа -- скифы, от Гелона -- гелоны, от Авха -- ахваты, от Пала -- паралаты.

На лугах с обильной травой бродили брошенные стада, и скифы поспешно ловили оставленных коней, загоняли в загоны коров, овец, коз, сразу били домашних гусей и кур, дивясь изобилию и богатству здешнего простого люда.

Если последние дни степь радовала непривычным изобилием, то здесь скифы ошалели от богатства.

Когда скифы делали вид, что идут на приступ, на тыне сразу поднялись человеческие фигуры.

Если скифы хвастались, что даже под пытками поют свои гордые песни, то души этих людей словно бы сломались при одной только мысли о брани, звоне оружия и брызжущей крови.

Если даже в граде огонь боятся зажигать, будто скифы не знают, где их дома, то здесь надо таиться по-настоящему.

Но круп этот начал удаляться, другие скифы тоже повернули коней и поехали дальше вдоль берега, и Нахим все никак не мог поверить, что его, злейшего врага, все же не убили!

Он ощутил, что горло еще перехвачено, он может только шептать, хотя волосяную петлю скифы забрали с собой.

Они двое были лучшими охотниками на вепрей, и, когда пришли скифы, как-то само собой получилось, что оборону возглавили они.

Мы не скифы, -- сказал Соломон с печалью, -- нам дорог каждый человек, каждое дыхание жизни.

Сперва считали, что им повезло, страшные скифы не обнаружили крышку погреба, но теперь это обернулось погребением заживо!

Хева спросонья не разобрала: Бугай говорил медленно, неспешно, она успевала уловить смысл, а другие скифы орали быстро и скомканно, словно рычали.

Правда, если бы не подновляли стену, то скифы уже вырезали бы здесь всех, а город сравняли с землей.

Конечно, он не покидает крепостной стены до темноты, когда скифы уж точно не полезут, его опоздание понятно, но все же чувствовалось, что запоздал нарочно, давал понять, что без его слова военачальника все их сборище -- пустая трата времени.

Источник: библиотека Максима Мошкова