Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

синтоизм в словаре кроссвордиста

синтоизм

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

синтоизм

м. Средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императора (до 1945 г. - государственная религия Японии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

синтоизм

СИНТОИЗМ [от япон. синто, букв. - путь (учение) богов] религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество - Аматэрасу, ее потомок Дзимму. В 1868-1945 государственная религия.

Большая Советская Энциклопедия

Синтоизм

[от япон. синто, буквально ≈ путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. С. возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно С., человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца ≈ Аматэрасу . Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская служба состоит из 4 элементов ≈ очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).

С 5≈6 вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов; наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верховным жрецом С. Отсутствие единой канонической литературы С. было возмещено созданием в 7≈8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний ≈ «Кодзики» («Запись о делах древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета японского феодализма (10≈16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма).

В 17≈18 вв. развернула свою деятельность т. н. «историческая школа» (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867≈68 и до конца 1945 С. пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939≈45 японская военщина широко использовала С. для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж С.; в декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статут. 1 января 1946 японский император публично отказался от своего «божественного» происхождения. Однако в последующие годы С. постепенно стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение. В декабре 1966 решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника прежний «день основания империи» ≈ кигэнсэцу (11 февраля) ≈ день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. э. вступил на престол. Демократические силы страны дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С. для разжигания шовинизма.

Лит.: Латышев И. А., О роли религии в политической жизни Японии, в сборнике: Современная Япония, М., 1964; Светлов Г. Е., Религия и политика. О социально-религиозных движениях в современной Японии, «Проблемы Дальнего Востока», 1974, ╧ 2; Gundert W., Japanische Religionsge-schichte, Tokyo, 1935.

А. Н. Романов.

Википедия

Синтоизм

— традиционная религия в Японии . Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма .

Примеры употребления слова синтоизм в литературе.

Синтоизм учил, что прямой наследник богини солнца Аматэрасу император Дзимму был первым смертным правителем Японии и что Мэйдзи стал сто двадцать вторым в этой неразрывной цепи.

Никто из них не нарушил заповедей синтоизма и кодекса бусидо, гласившего, что смерть за императора есть акт очищения и все боги чтут дух самурая, павшего в борьбе за правое дело.

Понятие перевоплощения и кармы является краеугольным камнем многих азиатских религий: индуизма, буддизма, джайнизма, си-кизма, зороастризма, тибетской ваджраяны, японского синтоизма и китайского даосизма.

Позже мы узнали, что ценнейшая древесина криптомерии идет не только на строительство храмов синтоизма.

Дрейк, конечно, прав в том, что Линде не под силу остановить меня, если я решу улизнуть.

Римской католической церкви, 263-й -- к празднику Тела Господня, 268-й -- к воскресным школам, 298-й -- к мормонству, 294-й -- к брахманизму, буддизму синтоизму и даосизму.

До эпохи Мэйдзи синтоизм существовал как чаша без подставки, переворот Мэйдзи подставил под нее подставку, и он стал государственной религией.

Примечательно, что Хатиман искони принадлежал к сонму многоликих духов синтоизма, чисто японской религии, имеющей очень мало общего с буддизмом, пришедшим в Японию из Индии через Корею и Китай.

Синтоизм представляет собой древнюю политеистическую религию японцев, в которой сочетались культ природы, примитивный анимизм и вера в магию, эволюционировавшие в выраженную любовь к природе и ее духам, к предкам и их духам, к собственной стране и императору, являющемуся прямым потомком богини солнца Аматэрасу.

В брошюре содержится обобщение, систематизация и применение к нынешней войне идей, заимствованных из мифологии синтоизма, которым японские политиканы под руководством Йосуке Матсуока придали форму империалистической догмы для оправдания экспансионистской политики Японии.

Однако синтоизм, официальная религия Японии, изображает происхождение нации и императорской власти несколько иначе.

В сущности, синтоизм, являющийся первобытной системой шаманских представлений в соединении с культом предков, был своего рода альтернативой японской самобытной религии в отношении иноземного буддизма, представляющего собой религию с весьма подробно разработанной догматикой, с иерархической системой духовенства, со своей сложной философией.

Примечательно, что хотя суеверно-мистические основы синтоизма по своей природе имеют очень мало общего с буддизмом, многие японцы, исповедующие синтоизм, посещают и буддийские храмы и выполняют их обряды.

Конфуцианство и буддизм, являвшиеся исходными источниками верований для населения Синдиката, как, впрочем, и синтоизм, никогда не признавали искупительной жертвы Христа.

Меч является одной из священных реликвий синтоизма, поэтому при японских храмах тоже существовали школы кэн-дзюцу, а монахи-воины сохэй ничем не уступали профессиональным воинам в искусстве владения мечом и были в своей стране даже более знамениты, чем шаолиньские усэны в Китае.

Источник: библиотека Максима Мошкова