Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сариса

САРИСА (греч. sarisa) длинное копье (до 6-7 м), находившееся на вооружении тяжелой пехоты в Др. Македонии и др. государствах (4-2 вв. до н. э.).

Большая Советская Энциклопедия

Сариса

(греч. sarisa ≈ копье), основное вооружение тяжёлой пехоты в Древней Македонии. Первоначально С. применялась как метательное и рукопашное оружие и имела длину около 3 м; позднее длина С. увеличилась до 6≈7 м. Воины шести передних шеренг фаланги брали С. на руку так, что они выдавались вперёд на расстояние до 6 м, в результате противнику противостояло впереди фаланги 6 рядов копий. Для наступления такая фаланга была непригодна.

Википедия

Сариса

thumb|right|250px|Металлические части ксистона из царского склепа в Вергине (конец IV в. до н. э. ). Изображены сверху вниз: наконечник (длина 51 см), задний подток (длина 44 см) и центральная втулка Са́риса, са́рисса  — длинное ударное копьё , пика.

Впервые получила известность в Македонии со времени Филиппа , отца Александра Македонского . Само слово типично македонское и, как полагают некоторые исследователи, первоначально обозначало древко копья. Античные авторы римской эпохи употребляли название «сарисса» для обозначения разных типов македонских копий, не только для длинной пики. Так, Курций в эпизоде поединка грека с македонцем называет сариссой метательное копье, а у Арриана Александр убил Клита сариссой, выхваченной у стражника, а потом в отчаянии хотел покончить с собой, уперев «сариссу» в стену.

Сарисса внушала трепетное почтение античным авторам, однако, кроме сведений, сообщенных Полибием, не существует полного описания этого орудия македонской фаланги , хотя по её конструкции и методам использования защищено немало научных диссертаций. Полибий сообщает:

«Длина пики согласно начальному замыслу 16 локтей [1 локоть = 45 см], однако приспособленная к пользованию — 14 локтей, из которых мы должны вычесть расстояние между рук солдата, а также утяжеленную часть пики [после рук], которая необходима для удержания — 4 локтя всего. Очевидно, что пика должна выступать на 10 локтей от тела каждого гоплита, когда он наступает на врага, зажав пику обеими руками.»

Античные авторы разнятся в длине сариссы. Элиан Тактик и Полиен подтверждают длину в 14—16 локтей (6,3—7,2 м), в то время, как другие (Asclep., Arr.) сообщают про длину от 10 до 12 локтей (4,5—5,4 м). Возможно, на что есть указание Элиана, длина сариссы менялась в зависимости от ряда в фаланге; первый в ряду нёс самую короткую пику. Все эти авторы описывают сариссу II века до н. э., длина же сариссы при Александре Великом была, как полагают по античным изображениям, около 3,6 м. Вряд ли Александр отдал бы приказ раздвигать высокие хлеба сариссами, будь они 6 м в длину.

Конструкция такого длинного копья остаётся загадкой. В письменных источниках нет сведений на то, что сарисса состояла из двух частей. Думать так позволяют археологические находки металлических втулок, но в таком случае прочность пики подвергается сомнению. Реконструкция пики с длиной в 6 м показывает сильный прогиб её под весом наконечника, так что составная пика могла развалиться даже от сильного порыва ветра.

Древко сариссы изготовлялось из кизила. В археологическом музее Фессалоник хранятся металлические части копья, найденного в царском склепе в Вергине и центральная втулка. Некоторые археологи полагают, что это составные части сариссы. Диаметр древка данной сариссы составлял около 3,2 см по всей длине, а масса всей пики до 6,8 кг. Подток имеет острый шип, который мог ранить своих же солдат в плотной фаланге, и его предназначение не совсем ясно. Считается, что шип нужен для втыкания пик в землю. На многих изображениях кавалерийских копий той эпохи виден такой подток, и он предназначался для ведения боя в случае поломки копья.

thumb|460px| Македонская фаланга

Примеры употребления слова сариса в литературе.

Проблема Сариса заставила покрыться холодной испариной, опять все эти ОГБ, КБГБ - как же, человек, который пытается бороться, может быть опасен.

Он думал, что знает, почему все хотят заполучить Сариса Хронна - но что из того?

Тьма окружила скорчившегося Сариса Хронна, и влажный ветерок со стороны канала нес тысячи чужих запахов.

Если им удастся что-то выкачать из Сариса, они нападут сразу же, начав самую разрушительную войну в истории, масштабы которой сейчас невозможно вообразить.

Если вы поможете мне найти Сариса, я помогу вам бежать и сделаю все, чтобы освободить ваших спутников.

Может быть, никто не должен владеть новой силой, может, даже лучше сжечь Сариса дотла и забыть о нем?

Конечно, - сказал он, немного подумав, - если мы найдем Сариса, то нам придется всем вместе покинуть Сол.

Целые мили светящихся трубок тянулись по коридорам пещер, но они не помогали, а только указывали, что в этих местах Сариса быть не могло.

Логично было бы предположить следующее: у Сариса не могло быть плана пещеры.

Задержка будет недолгой, - сказал он, - мне кажется, что это лучшее - отправить Сариса подальше от того места, где его способности могут быть использованы только для уничтожения.

Пойдемте, капитан, - сказал Валти, взяв его за руку, - попробуем состряпать витаминные пилюли для Сариса Хронна, после этого вы сможете немного поспать.

Вернувшись, он застал Сариса, прячущего флягу с приготовленной для него смесью в мешочек, висящий у него на шее.

Мы займемся там кое-какой подготовкой, - и, среди всего прочего, изготовим искусственный муляж тела Сариса - это для ищеек Чантхаваара.

Видите ли, все руководство решило, что Сариса Хронну и нейроэффект нельзя отдавать без борьбы.

Очевидно, они ввели фальшивые данные, приведшие к тому, что удаление Сариса из зоны влияния Чантхаваара стало отождествляться с наиболее оптимальным образом действий.

Источник: библиотека Максима Мошкова