Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Сандуновы

семья русских театральных деятелей. Николай Николаевич С. [13(24).10.1769 ≈ 7(19).6.1832], драматург и переводчик, профессор Московского университета (гражданское и уголовное право). Выходец из грузинского рода Зандукели. Участвовал в любительских спектаклях как актёр и режиссёр. Первый перевёл на русский язык трагедию «Разбойники» Шиллера (1814). В пьесах «Отец семейства» (1793) и особенно «Солдатская школа» (1794) резко выступал против крепостничества, достигал живого художественного изображения народной среды. Составил сборник пьес «Детский театр», предпослав ему статью о воспитательной роли театра. Ряд пьес, запрещенных цензурой, не сохранился. Сила Николаевич С. [1756, Москва, ≈ 27.3 (8.4).1820, там же], драматический актёр. Брат Н. Н. Сандунова. Сценическую деятельность начал в Москве. В 1783 перешёл на петербургскую придворную сцену. В 1791 вернулся в Москву; играл в Петровском театре; в 1806≈10 ≈ в труппе Московского императорского театра. Яркий комедийный актёр, он мастерски применял традиции народного театра (сатиры, импровизации и др.) в исполнении характеров умных слуг или пройдох-чиновников в пьесах Мольера (Скапен ≈ «Проделки Скапена»), Я. Б. Княжнина (Полист ≈ «Хвастун»), Н. И. Ильина (Клим Гаврилыч ≈ «Великодушие, или Рекрутский набор») и др. Обладал темпераментом, разработанной сценической техникой, даром непосредственного общения со зрителем, искусством трансформации (в пьесе «Алхимист» Клушина исполнял 7 ролей). Елизавета Семеновна С. (Уранова) [1772 (1777?), Петербург, ≈ 21.11 (3.12).1826, Москва], оперная и концертная певица (меццо-сопрано). Жена С. Н. Сандунова. По окончании петербургского театрального училища в 1791 зачислена в труппу Эрмитажного театра. В 1794 перешла на московскую сцену, в 1813≈23 вновь играла в Петербурге. Обладала сильным и одновременно гибким, нежным и подвижным голосом, драматическим талантом. Выступала в операх К. А. Кавоса (Леста ≈ «Днепровская русалка»), Моцарта («Волшебная флейта») и др. Играла роль Лизы в драме «Лиза, или Торжество благодарности» Ильина. Много сделала для утверждения русской народной песни на концертной эстраде.

Лит.: Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Родина Т., Русское театральное искусство в начале 19 века, М., 1961.

Г. М. Родина.