Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

русские сезоны

"РУССКИЕ СЕЗОНЫ" за границей выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, балеты "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе "Русских сезонов" была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.

Большая Советская Энциклопедия

Русские сезоны

за границей, выступления русской оперы и балета, организованные в 1907 С. П. Дягилевым . Сезоны поддерживались кругами русской художественной интеллигенции ( «Мир искусства» , музыкальный Беляевский кружок и др.). Начались в Париже историческими концертами с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина; в 1908≈09 были показаны оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, и др. С 1909 ежегодно в Париже, а с 1910 периодически в Берлине, Брюсселе, Монте-Карло, Лондоне, Будапеште и других европейских городах гастролировала балетная труппа, сформированная из артистов Мариинского и Большого театров (А. П. Павлова, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижинский и др.). Балетмейстер первых сезонов М. М. Фокин показал в 1909 в новых редакциях «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, и др., а также поставил «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», затем балеты «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского, «Нарцисс и Эхо» Н. Н. Черепнина, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, и др. В 1912≈13 Нижинский осуществил постановки балетов «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси, «Весна священная» Стравинского. Высокий уровень исполнительской культуры, богатство русской музыки сделали Р. с. значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства. Оформляли спектакли художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, чьё мастерство оказало влияние на развитие мирового театрально декорационного искусства 1-й четверти 20 в. Постепенно антреприза Дягилева пополнялась иностранными танцовщиками и теряла национальный русский характер (существовала до 1929). Для сезонов сочиняли музыку И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, М. Равель, композиторы «шестёрки» и др., балеты также ставили Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская и др., оформляли ≈ П. Пикассо, А. Дерен и др.

Лит.: Соколова Н., Мир искусства, М. ≈ Л,, 1934; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1, Л., 1971; Lieven P., The birth of ballet-russes, L., 1936; Benois A., Reminiscences of the Russian ballet, L., 1947. см. также лит. при ст. Дягилев С. П.

В. М. Красовская.