романс в словаре кроссвордиста
романс
- "соловей" Алябьева (жанр)
- Полная страсти песня
- Лирическая песня отсутствующих финансов
- Коронный жанр гусара с гитарой
- Песня о любви
- Песня, полная любовной страсти
- Песня
- Один из репертуара Баяновой
- "очи черные" (жанр)
- "тюремный ..." (к/ф с Абдуловым)
- Песня моих отсутствующих финансов
- Жанр песни о черных очах
- "отвори потихоньку калитку" (жанр)
- "Пара гнедых" (жанр)
- "песня" бедных финансистов
- Печальная песня цыгана
- "я встретил вас" (жанр)
- "тюремный ..." (фильм с Абдуловым)
- Жанр песни
- Любовная песня
- "песня" финансов пустого кошелька
- Подбалконный жанр гусара
- Гитарный жанр
- Лирическая песня пустого кармана
- Подбалконный жанр влюбленного
- «песня» финансов пустого кошелька
- Стихотворение русского поэта Семёна Надсона
- Во что превратился лермонтовский «Парус» благодаря композитору Варламову?
- Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова
- Жанр, в котором композитор Александр Варламов создал около 200 произведений
- Песня бедных финансистов
- «Отцвели уж давно», жанр
- Очи черные как произведение
- Фильм «Жестокий …»
- Отвори потихоньку калитку (жанр)
- Фильм Петра Тодоровского Городской …
- Очи черные по жанру
- Соловей Алябьева (жанр)
- Фильм Юнгвальда-Хилькевича Новогодний …
- «Я встретил вас» (жанр)
- Ах, эти черные глаза
- Утро туманное или Темно-вишневая шаль по жанру
- «Жестокий …», Рязанов
- «Очи черные» (жанр)
- «Пара гнедых» (жанр)
- Фильм Андрея Кончаловского «… о влюблённых»
- Тюремный … (фильм с Абдуловым)
- Лебединая песня тающих финансов
- Цыганская заунывная
- «Утро туманное» или «Тёмно-вишнёвая шаль» по жанру
- Стихотворение, положенное на музыку
- «Очи чёрные» как произведение
- Скажите по-испански «сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением»
- Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение
- Жанр фольклора
- Стихотворение Афанасия Фета
- Гитарные страдания
- Фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний ...»
- Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий ...»
- Стихотворение русского поэта XIX века Аполлона Майкова
- Подходящая песня для финансов
- Фильм Андрея Кончаловского «... о влюблённых»
- Стихотворение русского поэта XIX века Семёна Надсона
- Один из репертуара Аллы Баяновой
- Стихотворение Пушкина
- Фильм Петра Тодоровского «Городской ...»
- Музыкально-поэтическое вокальное произведение
- Стихотворение М. Лермонтова
- Жанр камерной вокальной музыки
- муз.-поэтич. произведение; стихотворение М. Лермонтова
- Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением
- Небольшое лирическое музыкальное произведение
- Стих Пушкина
- Этот камерный песенный жанр зародился в Испании
- Фильм Юнгвальда-Хилькевича "Новогодний ..."
- Фильм Петра Тодоровского "Городской ..."
- "утро туманное" или "Темно-вишневая шаль» по жанру
- "очи черные" как произведение
- Фильм "Жестокий ..."
- Стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
- Стихотворение русского поэта XIX века С. Надсона
- Стихотворение А. Фета
- "отцвели уж давно", жанр
- Жанр цыганских песен
- Душевная песня
- Любимый жанр Малинина
- "жестокий ...", Рязанов
- Вокальный жанр
- Лирическая песня
- Стихи на музыку
- Цыганская лирическая
- Песенный жанр
- Песня финансов
- "очи черные" по жанру
- Лирическая песня пустого кошелька
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
романса, м. (фр. romance).
-
Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.).
В инструментальной музыке - небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.).
-
В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов - лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.).
В испанской литературе - старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы.
прил. романсный, -ая, -ое (спец.). Романсная лирика.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м.
Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких- л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.).
Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.
Лирическое стихотворение песенного народного склада (в различных средневековых западно-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
РОМАНС (исп. romance) музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.
Большая Советская Энциклопедия
(исп. romance, от позднелат. romanice, буквально ≈ по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «Р.» возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском», а не на латинском, принятом в церковных песнопениях) языке, вскоре вошёл в обиход и в других странах. В некоторых странах Р. и песня обозначаются одним словом: немецким Lied, англиским Song. В России вокальное произведение с текстом на французском языке (хотя и написанное русским композитором) вначале называлось Р., с текстом на русском языке ≈ российской песней.
В Р. мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. Инструментальное сопровождение в Р. имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого. Жанровые разновидности Р. ≈ баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков: обычно небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования (см. Мелодика стиха ).
Расцвет Р. как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине 18 в. в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов: И. В. Гёте, Г. Гейне, А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета и др. В 19 в. складываются яркие национальные школы Р.: немецкая и австрийская (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Х. Вольф), французская
(Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка,
═А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев). Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой Р., рассчитанный на певцов-любителей, в русской музыке ≈ и цыганский романс .
Русские композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова Р. нередко приближается к арии с широким, симфонизированным развитием. Стремясь углубить выразительные возможности Р., композиторы зачастую объединяют их в вокальный цикл. Один из таких ранних циклов принадлежит Л. Бетховену («К далёкой возлюбленной», 1816). Первые зрелые образцы вокального цикла созданы Шубертом («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Во 2-й половине 19 ≈ начале 20 вв. в области Р. выдвигаются представители чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.
В 20 в. композиторы, отказываясь от типовых жанров, ищут в жанре Р. главным образом новых путей синтеза музыки и слова; зачастую они называют свои произведения не Р., а «стихотворениями для голоса с сопровождением» (Вольф, К. Дебюсси, Танеев, поздний Рахманинов, С. С. Прокофьев и др.).
Советский Р. характеризуется творческим развитием классических камерно-вокальных жанров (А. Н. Александров, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров) и обновлением их через усиление песенного (Г. В. Свиридов) или декламационного, характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) начал. Расширяется круг выразительных средств Р., появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов.
Р. часто называют инструментальные пьесы певучего, напевного характера ≈ для скрипки, виолончели и других инструментов, а также лирические стихотворения, не имеющие музыкального сопровождения, но построенные по той же системе интонационных приёмов, что и характерные романсные тексты (романсами названы: «Желание» В. П. Жуковского, сборник «Романсы без слов» П. Верлена, «Под вечер, осенью ненастной» А. С. Пушкина).
Лит.: Кюи Ц. А., Русский романс, СПБ, 1896; Левашова О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790≈1825, Л., 1956; Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956; ее же, Романтическая песня XIX века, М., 1966; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Moser Н. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1≈2, B.≈Z., [1937]; Gougelot Н., La romance françaisesous la Révolution et l"Empire, Melun, 1943; Noske F., La mélodie française de Berlioz a Dupare, P. ≈ Amst., 1954.
В. А. Васина-Гроссман.
Википедия
Рома́нс в литературе — обозначение разных стихотворных жанров .
Рома́нс — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Рома́нс может означать:
- Романс в музыке — 1) в Испании конца XV и XVI в. — строфическая песня на стихи повествовательного (эпического, лирико-драматического содержания; 2) во Франции, Германии, Италии, России второй половины XVIII — XIX вв. — небольшое вокальное сочинение на стихи лирического характера, обычно для одного голоса с инструментальным сопровождением;
- Романс в испанской литературе XV—XVI вв. — стихотворение повествовательного содержания. Сборники таких романсов известны как романсеро .
Романс — рассказ Виктора Цоя . Написан в феврале 1987 года в знаменитой котельной « Камчатка ». При жизни автора не издавался, впервые читатели познакомились с ним в 1997 году в обновленной версии книги «Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания».
Произведение наполнено абстракциями и странными образами, в чем-то напоминая «наркотическое бодрствование» героев « Иглы ». Только в «Романсе» — сверхсюрреализм, сверхабстракция. В нем, несколько перефразируя слова критика, «заканчивается романтическая ирония, а дальше простирается неоромантическая».
«Романс» достаточно сложен для понимания, однако привлекает к себе необычным использованием художественных образов и странностью мира, в котором пребывают его герои. Где-то проглядывают приемы нонсенса , а где-то — сюжеты видеофильмов из 90-х годов. Столь разнородный конгломерат в итоге превратился в достаточно интересное и самобытное произведение, достойное занимать подобающее место в российской субкультуре . Впрочем, и в обыкновенной литературе тоже.
Летом 2000 года на «Романс» тогда еще даже не начинающим писателем А. Владимировым был написан единственный фанфик-продолжение, опубликованный на блоге автора лишь в 2016 году, частью объясняющий его сюжет и развязку. Он начинается с того же места, где закончился «Романс». Проходя мимо слабо освещенной телефонной будки, Он вдруг заметил в ней какую-то странность. Рывком оттащив прислонившегося к ней спящего человека, Он открыл скрипящую дверь и увидел: на телефонном диске вместо цифр - буквы и геометрические фигуры. Он достал записную книжку, набрал номер: В, А, квадрат, Г, треугольник и почти сразу услышал радостный, знакомый голос: Это ты? Это Он? Это ты? Это Он?
Примеры употребления слова романс в литературе.
Качалина сообщала, что получила написанные специально для Анны песни композиторов Марка Фрадкина, Яна Френкеля, Арно Бабаджаняна, Евгения Птичкина, что хочет записать в ее исполнении русские романсы.
Она спела какой-то французский романс, из которого Джозеф не понял ни единого слова, а Осборн даже сказал, что ничего не понял, а затем исполнила множество популярных песенок - из тех, что были в моде лет сорок тому назад, - где воспеваются британские моряки, наш король, бедная Сьюзен, синеокая Мэри и тому подобное.
Им созданы также Вариации для виолончели с оркестром, пьесы для фоптепиано, романсы, вокальные ансамбли, а также ряд хоровых сочинений.
Антреприза МСМ Вечер гитарной музыки В программе: Джулиани, Агуадо, Кост, Виницкий, Осипов Исполняет лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Анастасия Бардина Большой зал Политехнического музея Концерт старинного романса и русской песни В программе: Н.
Тургенева: прочно вошедший в барско-усадебный и салонно-аристократический быт, романс Титова живет как бы самостоятельной жизнью в этой среде, уже забывшей имя его автора, и даже ошибочно приписывается А.
Вечер русского романса и дуэта В программе: Алябьев, Булахов, Гурилев, Варламов, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн Исполняют: Н.
Мастера русского романса - Гурилев, Варламов, Дюбюк Исполняют: солисты Московского музыкального театра им.
Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы.
Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам.
Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени.
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - П.
При встречах с пассажиркой он или горько улыбался, или меланхолически расправлял свои роскошные длинные усы и пел в кают-компании, присаживаясь за пианино, самые меланхолические романсы.
Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом.
Умрищев, вспомнив сейчас то невозвратное время невыясненности, спел во весь голос романс в тишине мясного совхоза: В жизни все неверно и капризно, дни бегут, никто их не вернет.
Когда-то невыясненные громадным хором пели этот романс в буднее время и вытирали глаза от слез и тоски бездеятельности.
Источник: библиотека Максима Мошкова