Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Религиозное обучение и образование

система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется церквами и миссионерами для распространения религии среди неверующих и иноверцев, вербовки прозелитов. Возникновение и развитие Р. о. и о. связаны с историей формирования религии в древних государствах Востока (Вавилония, Египет и др.), с усложнением богословских систем, знание которых требовало специального обучения священнослужителей и систематического истолкования религиозного учения населению. С возникновением буддизма (6≈5 вв. до н.э.) обучение населения религии начало проводиться в монастырских школах . В христианстве (1 в. н. э.) теология стала предметом изучения в катехизических и общеобразовательных школах Александрии (Египет), Иерусалима, Рима и др. городов Римской империи и Византии. Наибольшее развитие Р. о. и о. получило в эпоху феодализма, когда монополия на образование находилась в руках церкви, а само образование приняло преимущественно богословский характер. Теология была основным предметом и светской, в том числе высшей, школы, возникшей в средние века. В последующем, в связи с развитием светской школы, начавшимся в период Реформации (1-я половина 16 в.) и буржуазных революций, произошло известное вытеснение Р. о. и о. из сферы духовной жизни общества. Однако профессиональная подготовка духовенства, специалистов-теологов и религиозное обучение населения осуществляются во многих странах и во 2-й половине 20 в. Основное в Р. о. и о. ≈ изучение т. н. священных, канонических книг: в буддизме ≈ Типитака и др., в исламе ≈ Коран , в христианстве ≈ Библия , в иудаизме ≈ библейский Ветхий завет и Талмуд . В них излагаются учения Яхве , Будды , Иисуса Христа , Мухаммеда (Магомета) и др., считающихся основателями религии, или их последователей, учеников (апостолов) и пророков; система догматов определённого вероучения, выработанных и утвержденных высшими церковными инстанциями (соборами, папскими энцикликами и т.п.). Современное Р. о. и о. в классово антагонистическом обществе, для которого религия составляет важную часть идеологии, тесно связано со всей структурой народного образования ≈ во многих звеньях его преподавание религии предусмотрено учебными программами. Церковь имеет, кроме того, и мощную сеть собственных учебных заведений, занимающихся религиозным обучением; в числе их:

  1. духовные учебные заведения, готовящие профессиональных служителей религиозных культов и богословов;

  2. конфессиональные (созданные по вероисповедному признаку) учебные заведения церковноприходского типа (находятся в ведении местного духовенства), дающие не профессиональные, но систематизированные знания в области определённого вероучения, например в буддизме ≈ монастырские школы, в мусульманском культе ≈ мектебы (куттабы) и коранические школы при мечетях, в христианстве ≈ катехизические школы при храмах, костёлах;

  3. общеобразовательные начальные, средние и высшие школы, принадлежащие определённой религиозной организации, где наряду с другими предметами изучается теология. В целях обучения религии используются молитвенные помещения (мечети, храмы, синагоги и т. п.), а также частные, в основном конфессиональные, воскресные, вечерние, заочные школы и курсы, средства массового общения и информации (радио, телевидение, периодическая печать и т.д.), кинофильмы с религиозным содержанием, богословская литература.

    Организация, структура и содержание Р. о. и о. определяются историческими, национально-религиозными особенностями, положением соответствующей конфессии в обществе, законами о культах. Так, во Франции, Мексике, Уругвае и некоторых др. странах преподавание религии в государственных учебных заведениях запрещено. В США церковь формально отделена от государства, но изучение религии в общеобразовательных школах проходит факультативно (для желающих в специально отведённые часы). Кроме того, в США функционирует обширная сеть частных учебных заведений, школ при церквах, а также школ, принадлежащих религиозным организациям (или финансируемых ими), в которых изучение религии включается в учебную программу.

    В широких масштабах осуществляется буддийское Р. о. и о. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Азии, где традиционно распространён буддизм, изучение религии включено в программы общеобразовательных школ всех уровней. В буддийских университетах ≈ в г. Наланда (Индия), Видьодая и Видьяланкара в г. Коломбо (Шри-Ланка), учебном и научно-исследовательском институте в г. Мандалай (Бирма), буддийском университете в г. Киото (Япония) и др. ≈ наряду с философией и теологией буддизма изучаются буддийские логика, этика, искусство и медицина, история буддизма, проблемы современной буддологии. В ряде университетов в программу включены также история основных разновидностей буддизма, в частности хинаяны и махаяны . В некоторые университеты наряду с монашествующей поступает и светская молодёжь. Выпускники используются в качестве специалистов-религиоведов и преподавателей по различным отраслям буддологии.

    В арабских и некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, в Индонезии и др., где распространён ислам, Р. о. и о. является составной частью системы общего народного образования. Религиозные дисциплины входят в программы всех типов учебных заведений. Действует около 30 мусульманских университетов и факультетов мусульманской теологии и права (шариата), организованных в некоторых государственных университетах Алжира, Египта, Индии, Индонезии, Ирака, Марокко, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и др. Университетский теологический курс включает теологические, некоторые общеобразовательные дисциплины и арабский язык. Крупнейшие исламские университеты: аль-Азхар, Александрийский, Каирский (Египет), Алжирский, Алигархский, Аллахабадский, Делийский (Индия), Исламский университет Индонезии, Карачский университет и институт исламоведения (Пакистан), Тегеранский (Иран), Хартумский (Судан) и др.

    Теологическое образование дают и мусульманские духовные учебные заведения в СССР, но в их программы входят не только религиозные, но и светские дисциплины: араб. литература и её история, язык и литература, история древнего мира, средних веков, обществоведение, международное право, политэкономия, основы философии и др.

    В зарубежных медресе и особенно в университетской среде ведётся проповедь ортодоксального ислама, который ставится выше всех других верований и идеологий не только как религия, но и как универсальная идеология, национальная политика и культура. Вместе с тем развиваются и некоторые прогрессивные тенденции: преодолеваются узкий конфессионализм Р. о. и о., замкнутость, растет признание ценности изучения светских дисциплин. Выпускники медресе и теологических факультетов университетов не только становятся служителями культа, но используются на государственной, общественно-политической и научной работе.

    Современное христианское теологическое образование развивается на базе вероучений трёх основных конфессий: католицизма , православия , протестантизма . В системе римско-католической церкви насчитывается 53 католических университета, 49 университетских теологических факультетов и институтов. Старейшие понтификальные (папские) университеты: Саламанкский (основан в 13 в., Испания), Грегорианский, Латеранский, Урбанианский (15≈17 вв., Италия), Лувенский (15 в., Бельгия). В 13≈17 вв. были созданы и католические высшие школы: во Франции ≈ коллеж Сорбонна (как богословская школа ликвидирована в 1792, с 1875 существует Парижский католический институт), в Австрии ≈ Венский (14 в.), Грацский (16 в.), Инсбрукский (17 в.) университеты, в Германии ≈ Тюбингенский университет (15 в.), в Перу ≈ университет Сан-Маркос (16 в., Лима) и др., в составе которых и поныне сохранились традиционные для католицизма факультеты теологии, философии и канонические права. Кроме того, в 116 странах функционируют (1972) 2090 католический семинарий, в том числе: в Европе ≈ 1065, Азии ≈ 302, Америке ≈ 448, Африке ≈ 249, Австралии и Океании ≈ 26. Из этого числа во Франции насчитывается 198 семинарий, в Испании ≈ 134, ФРГ ≈ 72, Португалии ≈ 40, Индии ≈ 63, на Филиппинах ≈ 38, в Канаде ≈ 42, Мексике ≈ 67, Бразилии ≈ 110, Колумбии ≈ 44. Все семинарии делятся на два типа: Maiora (старшая) и Minora (младшая), дающие соответственно высшее или среднее богословское образование. В 753 старших и 1337 младших семинариях обучалось около 200 тыс. человек. Одним из центров теологического образования является Италия, где действует 9 понтификальных академий (Рим), в том числе Папская академия наук, 7 понтификальных университетов, 14 институтов, 18 понтификальных колледжей, в том числе Русский (Руссикум), а также 119 старших, 277 младших региональных семинарий и более 60 колледжей, принадлежащих различным монашеским орденам. В ведении римско-католической церкви в Италии находится также около 4,5 тыс. общеобразовательных учебных заведений. Религия как обязательный предмет преподаётся и во всех типах школ Австрии, Испании, Португалии и большинства стран Латинской Америки. В Бельгии католические школы по количеству учащихся превосходят государственные. Большое число католических школ действует во Франции, ФРГ. В США функционирует 2700 средних католических учебных заведений, где обучается более 1300 тыс. чел. Религиозное обучение в них составляет часть общего учебного плана. Кроме того, под руководством иезуитов действуют 4 католических университета, 95 теологических семинарий и колледжей, в которых готовятся кандидаты священства для пастырской работы, а также обучается некоторая часть светской молодёжи. Под влиянием и контролем римско-католической церкви находится вся сфера народного просвещения в большинстве стран Латинской Америки, обучение в начальных и средних школах основывается на принципах католической религии. В Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Колумбии, Никарагуа, Парагвае, Панаме, Перу и Сальвадоре, а также в Канаде функционируют католические университеты. Католические школы всех типов действуют также в некоторых странах Азии и во многих странах Африки. Одна из характерных черт католического теологического образования ≈ строгая централизация. Теологическими учебными заведениями и всеми типами католических общеобразовательных школ ведает Ватикан, три его конгрегации : пропаганды веры, семинарий и университетского образования, католического образования. Особая роль отводится ордену иезуитов, представители которого обычно возглавляют католические университеты, ведут преподавание богословских дисциплин в университетах, семинариях, колледжах и средних учебных заведениях. Если ещё в 1-й половине 20 в. учебные планы отличались консерватизмом, традиционизмом, то в 60≈70-е гг. они были приведены в соответствие с изменившейся в мире обстановкой и курсом Ватикана на «аджорнаменто» («обновление»), в них включены новые дисциплины: история атеизма, антология (избранные произведения) атеизма, марксистский атеизм. Папский салезианский университет в Риме выпустил (1967≈69) 4-томную «Энциклопедию современного атеизма». Идеологи католицизма, как видно из официальных документов Ватикана, обеспокоенные ростом влияния атеизма в мире, ставят задачу готовить «гармонично развитых пропагандистов веры», богословов, способных бороться с марксистским атеизмом, более тонко его фальсифицировать, усиливать влияние католицизма на массы. Новые учебные программы некоторых высших школ ориентируют также на более глубокое изучение других религий, в частности на подготовку будущих богословов для проведения диалога с православием.

    Одна из целей теологического образования ≈ подготовка кадров не только для священнослужения в церкви, но и для государственного аппарата, включая капелланов вооруженных сил, полиции, а также для католических партий и профсоюзов, ассоциации «Католическое действие», женских, молодёжных и др. организаций. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора (1962≈65) особое внимание уделяется подготовке католиков-мирян для работы среди населения, что, по мысли идеологов современного католического «аджорнаменто», призвано приостановить процесс дехристианизации, кризисные явления в католицизме. Как свидетельствует декларация о христианском образовании, принятая на 2-м Ватиканском соборе, римско-католическая церковь вынуждена была признать утрату монополии на образование, добиваясь в то же время признания особой компетентности церкви в области народного образования. Небольшую сеть духовных учебных заведений имеют и старокатолические исповедания ≈ сторонники отколовшегося (1871) от римско-католической церкви направления, не признающие провозглашенный Ватиканским собором 1869≈70 догмат о папской непогрешимости. Семинарии старокатоликов функционируют в Амерсфорте (Нидерланды), Бонне (ФРГ); в США существуют воскресные школы, дающие элементарную религиозную информацию для детей и взрослых старокатоликов.

    Традиционный и строго догматический характер имеет Р. о. и о. в православии. В духовных учебных заведениях православных церквей стран Ближнего Востока, а также Болгарии, Греции, Румынии, Югославии изучают в основном только дисциплины, вытекающие из Библии, Священного писания, священного предания и постановлений первых Вселенских соборов. Однако и в эти твердыни ортодоксии входит новое, обращается внимание на изучение проблем экуменизма, диалога с другими религиями и «теологии социального служения». В 50≈60-е гг. Московская патриархия восстановила традицию прежних (дореволюционных) духовных школ ≈ давать богословское образование студентам из иных автокефальных православных церквей. В Московскую и Ленинградскую духовные академии принимаются граждане из зарубежных стран, здесь получали богословское образование представители александрийской, антиохийской, сербской, румынской, болгарской, кипрской, польской, чехословацкой, финляндской и японской православных церквей. В Ленинградской духовной академии обучаются студенты из православных восточных, т. н. нехалкидонских, церквей Индии, Кении, Танзании, Уганды и Эфиопии. При Московской духовной академии имеется трёхгодичная аспирантура. Выпускникам академии присваивается степень кандидата наук, после защиты соответствующих диссертаций ≈ степень магистра, доктора богословия.

    В протестантизме среднее и высшее теологическое образование миряне получают в теологических колледжах, окончание которых не требует принятия духовного сана, а богословы учатся в теологических учебных заведениях разного типа. В Западной Европе около 60 академий, университетов и университетских факультетов дают высшее образование; функционирует свыше 100 колледжей, училищ, школ и проповеднических семинаров, дающих среднее образование, готовящих богословов, пасторов и проповедников для служения в церквах разных протестантских конфессий: евангелической (лютеранской), реформатской (кальвинистской) и др. Евангелические и др. протестантские церкви Западной Европы создали также большую сеть духовных учебных заведений и в странах Африки, Азии. В США действуют теологические колледжи и семинарии следующих церквей: лютеран ≈ 12, просвитериан ≈ 17, баптистов ≈ 35, методистов ≈ 13, адвентистов ≈ 4, реформатов ≈ 3, меннонитов ≈ 4.

    Система теологического образования в протестантизме не централизована. Она имеет существенные различия в каждой ветви протестантизма и церкви. Статус протестантских духовных учебных заведений во многих странах обычно определяет соответствующая религиозная организация. Например, ряд богословских (пастырских) семинарий в США принимает в состав своих слушателей только окончивших теологический факультет университета. Учебная программа состоит из следующих разделов: библеистика, церковная история, богословие, пасторология (изучение обязанностей священнослужителя). Библеистика составляет основу подготовки пресвитеров и проповедников на курсах евангельских христиан-баптистов в Москве, в учебных заведениях многих церквей и сект, функционирующих в Европе, США, Канаде и Латинской Америке. В Великобритании начальное обучение религии (в основном англиканской разновидности христианства) проводится в системе государственных школ. Среднее теологическое образование дают 40 богословских колледжей, а высшее ≈ теологические факультеты и отделения 25 государственных университетов (Оксфордский, Кембриджский, Лондонский, Манчестерский и др.).

    Свою систему образования имеют и нехалкидонские (монофизитские) церкви. Так, эфиопская церковь имеет средние богословские школы и теологический колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование; коптская церковь Египта готовит теологов на богословском факультете Александрийского университета; теологи-монофизиты обучаются и в Индии: в Старой семинарии в Коттаяме и во всехристианском колледже в Бенгалуру. Теологическое образование этих конфессий широкого распространения не получило, и только армянская григорианская церковь, имеющая значительное число последователей в ряде стран Ближнего Востока, Европы и Америки, проводит религиозное обучение населения при некоторых зарубежных храмах, а в Эчмиадзине (близ Еревана) имеет духовную академию, состоящую из двух отделении: академического и семинарского; наряду с христианским богословием изучаются светские дисциплины: история армянского народа, его древней музыки, литературы, живописи, зодчества, в преподавании которых сказывается влияние церковных доктрин.

    В современном Р. о. и о. происходит сложная эволюция: в его некоторых звеньях наблюдается отход от узкого конфессионализма. В ряде стран Западной Европы, Америки и Азии создаются экуменические, межрелигиозные духовные школы, теологические колледжи и университетские богословские факультеты, привлекающие приверженцев разных христианских вероисповеданий. В религиозное обучение привносятся идеи «совместимости теологии с наукой», богословие очищается от отдельных догм, явно противоречащих науке, в некоторых конфессиях делаются попытки обновления структуры теологического образования путём включения в них научных дисциплин. В то же время в ряде конфессий усиливает свои позиции реакционная часть теологов, ведущая религиозное обучение населения. Так, в Израиле всё обучение носит реакционный религиозно-мистический и сионистский характер, даже в государственных общеобразовательных школах в обязательном порядке изучается библейский Старый завет, Тора (закон) и Талмуд. В иудейско-клерикальном духе ведётся преподавание и в теологических заведениях США, находящихся в распоряжении Совета синагог США.

    Современное Р. о. и о. испытывает глубокий кризис. Всё меньший интерес к религии проявляет молодёжь, духовные учебные заведения ежегодно имеют недобор слушателей, значительная часть выпускников теологических факультетов предпочитает не принимать сан священнослужителя, сокращаются контингенты, получающие Р. о. и о.

    В СССР в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии лишь частным образом. В соответствии с законами преподавание религии не проводится в государственных школах Болгарии, Чехословакии, Югославии и ряда др. социалистических стран. В Польше для желающих религиозное обучение осуществляется при костёлах, в Венгрии ≈ преподавание катехизиса ведётся в церковных зданиях и факультативно в общеобразовательных школах.

    См. также Духовные учебные заведения , Атеизм , Религия и статьи о различных религиозных системах и конфессиях ≈ Буддизм , Индуизм , Ислам , Иудаизм , Конфуцианство , Синтоизм , Христианство , Католицизм , Православие , Протестантизм , церквах, например Евангелические церкви , и сектах, например Евангельские христиане , и др.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971; Ленин В. И., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1969; Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви, М., 1961; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Осипов А, А., Путь к духовной свободе, М., 1960; Лафарг П., Религия и капитал, [пер. с франц.], М., 1937; Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, пер, с чеш., М., 1969: Русская православная церковь. Устройство. Положение. Деятельность, М., Московская патриархия, 1958; Поместный собор русской православной церкви, М., Московская патриархия, 1972; Annuario Pontificio per l"anno 1973, Citta del Vaticano, 1973: Seminaria ecclesiae catolical, Vaticanis, 1963; Taschenbuch der evangelischen Kirche in Deutschland, Stuttg., 1968; Directory of Theological Treining institute ons in Europe, Genf, 1971: Yearbook of Amerikan and Canadian churches, 1969, N. Y., 1969.

    В. Г. Фуров.