Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

рассказ в словаре кроссвордиста

рассказ

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рассказ

(аск), рассказа, м.

  1. Действие по глаг. рассказать-рассказывать (редко). Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей. Лесков.

  2. Словесное описание, изложение каких-н. событий. Рассказ очевидца. Печален будет мой рассказ. Пушкин.

  3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

рассказ

м.

  1. Действие по знач. глаг.: рассказать.

  2. То, что рассказывается; изложение каких-л. событий.

  3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

рассказ

малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. - и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Большая Советская Энциклопедия

Рассказ

малая эпическая жанровая форма художественной литературы ≈ небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение. Его отличие от других прозаических форм осознавалось в рус. литературе постепенно. В 1840-х гг., когда безусловное преобладание прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г. Белинский уже отличал Р. и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных («у г. Буткова нет таланта на романы и повести, и он очень хорошо делает, оставаясь в пределах... рассказов и очерков», 1846). Но различие между Р. и очерком долго ещё не получало ясности. Во 2-й половине 19 в., когда очерковые произведения получили в рус. демократической литературе широчайшее развитие, основываясь очень часто на передаче непосредственных наблюдений над жизнью, отличаясь документальностью, сложилось мнение, до сих пор имеющее сторонников, что очерки всегда документальны, Р. же создаются на основе творческого воображения. По др. мнению, Р. отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же ≈ произведение в основном описательное. В конце 19 в. в рус. критике было усвоено ещё одно название малого прозаического жанра ≈ новелла , и различие малых жанров ещё усложнилось.

Видимо, правильнее было бы понимать Р. как малую прозаическую форму вообще и различать далее среди Р. произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного). Очеркового типа Р. обычно заключают в себе «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое или нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общества (таковы почти все Р. в «Записках охотника» И. С. Тургенева, многие ≈ у А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, И. Бабеля, К. Г. Паустовского). Подобные Р. нередко становились «эпизодами» больших описательно-повествовательных произведений, иногда с сатирическим пафосом (таковы сатирические повести Дж. Свифта, «обозрения» М. Е. Салтыкова-Щедрина). Р. новеллистического типа изображают случай, раскрывающий становление характера главного героя («Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Враги» и «Супруга» А. П. Чехова, многие «босяцкие» Р. у М. Горького). Р. этого типа ещё с эпохи Возрождения нередко, развивая характер одного главного героя, соединялись в более крупное произведение ≈становились эпизодами рыцарских или плутовских приключенческих романов (так построен «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. Де Костера). Именно «романического» типа содержание (см. ст. Роман ) и порождает в рассказах-новеллах их острую конфликтность и быстрые развязки. Но бывает и так, что новеллистическую форму строения сюжета писатель применяет и для выражения «нравоописательного» содержания («Муму» Тургенева, «Смерть чиновника» Чехова, «Макар Чудра» Горького). Бывают также Р. и национально-исторического («эпопейного») содержания: такова «Судьба человека» М. А. Шолохова. (О принципиальном содержательно-структурном разграничении Р. и новеллы, бытующем в советском литературоведении, см. ст. Новелла .)

Лит.: Берковский Н. Я., О «Повестях Белкина», в его книга: Статьи о литературе, М. ≈ Л., 1962; Нагибин Ю., Размышление о рассказе, М., 1964; Нинов А., Современный рассказ, Л., 1969; Антонов С., Я читаю рассказ, М., 1973.

Г. Н. Поспелов.

Википедия

Рассказ

Расска́з или нове́лла — основной жанр малой повествовательной прозы . Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Рассказ — меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман . Не следует путать русскую — короткий рассказ, отличающийся стилем изложения, с английским омонимом , который является синонимом современного понятия повесть. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия при характерном наличии какой-то одной проблемы.

Рассказам одного автора свойственна циклизация . В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов .

Примеры употребления слова рассказ в литературе.

Сколько недель я заперта в этом чужом теле, как долго искала я тебя понапрасну, пока не прочла в рассказах, ставших знаменитыми, имен и названий, которые мы так хорошо знаем в Аарне, и поняла, что только их сочинитель может быть твоим господином.

Хорошее настроение боцмана не мог нарушить даже рассказ его друзей-турок о том, что известный на весь Стамбул работорговец ага Абдуррахман сегодня, переодев своих слуг в городских стражников, при помощи двух христиан обманом увез с какого-то христианского корабля молодого здорового матроса.

Нет, надо сделать абзац, перекурить с толком и неторопливостью, а уж потом - продолжить рассказ, где и как я познакомился с Кимом.

От стихов Абрамович перешел к рассказам и закончил трогательной речью.

Сочетать в одном художественном создании философские исповеди с уголовными приключениями, включить религиозную драму в фабулу бульварного рассказа, привести сквозь все перипетии авантюрного повествования к откровениям новой мистерии - вот какие художественные задания выступали перед Достоевским и вызывали его на сложную творческую работу.

Глаза увлажнились и передо мной промелькнули все этапы двойного убийства: кричащая Тамара возле гостевого домика, рассказ Марка об убийце, сам Марк, лежащий в зарослях авокадо, отказ Рафаэля признаться в убийстве.

Разумеется, воспоминания, дневники, исповеди автобиографичны по жанру и по сути, но и обычные рассказы Григорьева имеют глубоко личный, автобиографический характер.

Так же и рассказ рассказчика, преломляя в себе авторские интенции, не отклоняется от своего прямого пути и выдерживается в действительно свойственных ему тонах и интонациях.

Соединившись с Клеоменом, она сохранила ненависть к Леониду, но женой была замечательной, горячо привязанной к молодому мужу, который с первого же дня страстно ее полюбил и даже относился с сочувствием к ее полным нежности воспоминаниям об Агисе, нередко расспрашивал обо всем происшедшем и внимательно слушал рассказы Агиады о намерениях и образе мыслей ее первого супруга.

Мне сдается, что рассказ генерала Фанстона о том, как он взял в плен Агинальдо, нуждается в поправках.

Миллионами нас исчислять надо, с Агром знакомых, Нас, когда-то людьми называвших себя наверху, И жестокий рассказ, как от волгр ускользали тайком мы, Я от слез и стыда не посмею доверить стиху.

Время от времени он кивал, слушая рассказ о судорогах, характерных для эпилепсии, адреналинового или инсулинового шока.

Это послание продолжает рассказ о событиях, происшедших с Донном во время плавания на Азорские острова.

Я не хочу перегружать свой рассказ деталями и поэтому не привожу подробной переписки с Соединенными Штатами и Португалией, которая привела к соглашению об использовании английскими и американскими кораблями и авиацией крайне важных в стратегическом отношении Азорских островов.

Днем опять помогала мне составлять каталог, читала названия фильмов на коробочках: - Сивка-бурка, Упрямый котенок, Айболит, Девочка и тигр, Художник Брюллов, Приключения Мюнхаузена, Снегурочка, Старик Хоттабыч, Рассказ сыну Михалкова, Картины Федотова, Щи из топора.

Источник: библиотека Максима Мошкова