Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

псалмы в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

псалмы

ПСАЛМЫ (греч. psalmoi - хвалебная песня) песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 - нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).

Большая Советская Энциклопедия

Псалмы

Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название П. тегилим ≈ хваления; псалтирь, греч. psalterion ≈ название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин «П.» (или «Псалтырь») обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых П., которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии . Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П. различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация П. зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. «Песнь песней» ). Некоторые П. отличаются философски медитативным характером; таков П. 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. П. как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (П. 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы П., 1 в. до н. э.).

П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь ≈ основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения П. были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18≈19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).

В иудейском культе П. исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом П., как правило, указывались способ исполнения и «модель», т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. П. исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным ≈ певец пел стихи П., а община ≈ рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон ). В 4 в. входило в обиход и пение П. ансамблями ≈ детским, мужским, женским. П. исполнялись а капелла , лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия ). Помимо целых П., использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения ≈ антифон, градуал, трактус и аллилуйя.

В 15 в. появились и многоголосные обработки П. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму фобурдона , которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения П. Около 20 4-голосных П. оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в П. применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие П. оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип П., в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались в форме энзема . Позднее П. по стилю музыки сблизились с мессой , мотетом , кантатой . Сочинения на тексты П. или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием «мотеты») (Германия), в 19≈20 вв. ≈ Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др.

В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты П. были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России В. П. Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.

Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. ≈ Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu"à la ruine de l"état juif, P., 1950; EIIis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963.

С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).

Примеры употребления слова псалмы в литературе.

Поэтому таким горячим и искренним чувством проникнуты псалмы Риг-Веды, которые можно сравнить лишь с лучшими произведениями мировой религиозной поэзии227.

Но если раньше ясновидцы и прорицатели выступали как одинокие посланцы Неба, то теперь новые пророки собирались толпами на богослужения, ходили по дорогам страны, распевая боевые псалмы и призывая народ к верности Богу отцов.

Они складывали псалмы и гимны и пели их на дорогах и на священных холмах.

И когда на латинском, славянском, греческом, на всех языках древнего и нового мира звучат библейские псалмы, волнующие человеческие сердца так, будто они написаны вчера, следует вспомнить, что в этих сердечных раздумьях, мольбах, стонах, гимнах радости и благодарения в какой-то мере присутствует душа Давида.

Из всей дохристианской части Библии псалмы более всего вошли в новозаветную религиозность.

Приписывая Давиду такие псалмы, легенда вынуждена была превратить его самого в святого и мистика.

Лишь 7-8 псалмы критики соглашались отнести к царскому времени, но и то ни один из них не приписывался самому Давиду.

Олбрайт, - многие псалмы могут быть отодвинуты назад к ранним временам Израиля, не позднее десятого века.

Но из них псалмы 5, 14, 62, 68, 137 говорят о храме Иерусалимском, который при Давиде не существовал, псалмы 13, 50 - о разрушении Иерусалима и вавилонском изгнании.

Многие авторы псалмов были братьями пророков по духу, а некоторые псалмы создавались самими пророками 15.

Быть может, и прежде у своего шатра он, как Давид, слагал псалмы и песни, но теперь он должен облечь в слова уже волю Самого Ягве.

Воспевающие Сион псалмы свидетельствуют о том, что и священники храма разделяли веру в особый покров, простертый над Иерусалимом.

И сегодня, когда в храмах звучат их псалмы и гимны, то кажется, что они написаны для наших современников и выражают их чувства.

Попытки экзегетов связать эти псалмы с походом Синахериба теперь оставлены.

В минуты уныния пророк слагал псалмы, которые и сейчас позволяют нам заглянуть в душу пророка-страдальца.

Источник: библиотека Максима Мошкова