Энциклопедический словарь, 1998 г.
философское понятие, ввел Лейбниц, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей.
Большая Советская Энциклопедия
понятие, введённое в философию Г. Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учению о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира ≈ монады , будучи чисто психическими сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствии с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физический детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма (см. Картезианство ), в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.
Лит.: Eisler R., Kritische Untersuchung des Begriffes der Weltharmonie..., B., 1895; Belaval Y., L"idée d"harmonie chez Leibniz, «Studium Generale», 1966, Jg. 19, H. 9. См. также лит. при ст. Лейбниц .
Г. Г. Майоров.