Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Попов Алексей Дмитриевич

Попов Алексей Дмитриевич [12(24).3.1892, г. Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области, ≈ 18.8.1961, Москва], советский режиссёр, теоретик театра и педагог, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани С 1912 актёр МХТ. В 1918≈23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ («Потоп» Бергера, «Сверчок на печи» Диккенса, «Вечер, посвященный Парижской Коммуне» и др). В 1923≈30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 ≈ Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли «Виринея» Сейфуллиной и Правдухина (1925), «Разлом» Лавренева (1927). В 1930≈35 художественный руководитель Театра Революции; в его постановках пьес Н. Ф. Погодина «Поэма о топоре» (193

  1. , «Мой друг» (193

  2. , «После бала» (1934) нашла убедительное сценическое воплощение героика социалистических строек.

    Деятельность П.-режиссёра, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935≈60. Здесь П. создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника П. раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА ≈ «Год 19-й» Прута (1936), «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Степь широкая» Винникова (1949), «Поднятая целина» по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского (1939), «Полководец» Тренева (1945), «Флаг адмирала» Штейна (1950) ≈ в ЦТСА; «Иван Грозный» («Трудные годы») А. Н. Толстого (1946) ≈ во МХАТе.

    Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений У. Шекспира явились постановки П. трагедии «Ромео и Джульетта» (1935, Театр Революции) и комедии «Укрощение строптивой» (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм П. «Два друга, модель и подруга» (1928). Принципы режиссёрской школы МХАТа П. применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении в сущность современной действительности, в духовный мир советского человека. Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. П. был воспитателем многих актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награжден орденом Ленина и медалями.

    Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.

    Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954.

    Б. И. Ростоцкий.