повесть в словаре кроссвордиста
повесть
- "... временных лет"
- "... о настоящем человеке"
- Между рассказом и романом
- Больше рассказа, но меньше романа
- Рассказ
- Большой литературный опус
- Большой рассказ
- Произведение украинского писателя Игоря Муратова «Буковинская ...»
- Сборник рассказов сирийского писателя Багдади Шауки «У каждой любви своя ...»
- Произведение казахского писателя Тахави Ахтанова «Индийская ...»
- Фильм Александра Столпера «... о настоящем человеке»
- Автобиографичное произведение исландского писателя Халлдора Лакснесса «... о семи мудрецах»
- Роман украинского писателя, поэта Миколы Хвылёвого «... о санаторной зоне»
- Поэма грузинского поэта Иосифа Нонешвили «... об одной девушке»
- Фильм Александра Зархи «… о неизвестном актере»
- «… временных лет»
- «… о настоящем человеке»
- Фильм Владимира Фетина «Донская …»
- Фильм Александра Столпера «… о настоящем человеке»
- Сборник рассказов Бориса Пильняка «… непогашенной Луны»
- Пьеса Евгения Шварца «… о молодых супругах»
- Стихотворение Александра Блока
- Пьеса Евгения Шварца «... о молодых супругах»
- Сборник рассказов Бориса Пильняка «... непогашенной Луны»
- Роман Джека Лондона «Лютый ...»
- «... о настоящем человеке»
- Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?
- Фильм Владимира Фетина «Донская ...»
- «... временных лет»
- Одна из историй Белкина
- Произведение о настоящем человеке
- Литературное произведение
- Фильм Владимира Фетина «Таёжная ...»
- Фильм Александра Зархи «... о неизвестном актёре»
- Литературное произведение, среднее между романом и рассказом
- Литературное повествовательное произведение
- Литературный жанр, в котором поссорились гоголевские герои
- Один из видов эпической, повествовательной литературы, по объему "средняя" форма эпической прозы
- Стихотворение А. Блока
- Фильм Александра Зархи "... о неизвестном актере"
- Фильм Владимира Фетина "Донская ..."
- Фильм Владимира Фетина "Таежная ..."
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Повести, мн. Повести, повестей, ж. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина.
Рассказ, повествование (устар.). Ты мне передавал повесть всего, что было до меня. Некрасов. Сей повестью плачевной заключу я летопись свою. Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, мн. -и, -ей, ж.
Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. Л. Пушкина "Метель".
-
То же, что повествование (устар.).
уменьш. повестушка, -и, ж. (к 1 знач., прост.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Рассказ о последовательном ходе событий.
Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий - эпизодов ("Вешние воды" И. С. Тургенева; "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына; "Старик и море" Э. Хемингуэя).
Большая Советская Энциклопедия
(англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung), одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин «П.» применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи («Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть о Петре и Февронии, «Повесть о Фроле Скобееве»; см. Повести древнерусские ) и вне зависимости от их жанрового содержания; все они невелики по объёму. В середине 18 в., когда русскими писателями был усвоен термин «роман», жанровые обозначения прозаического произведения потеряли чёткость: произведения, близкие по объёму, назывались по-разному (Ф. А. Эмин назвал своего «Мирамонда» романом, а М. М. Херасков своего «Полидора» ≈ П.). После Н. М. Карамзина П. осознавалась уже как прозаические произведения сравнительно малого, а роман ≈ как большого объёма (А. С. Пушкин выпускает «Повести Белкина», но называет романом «Капитанскую дочку»). В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию общее определение: он называет П. «распавшимся на части... романом», «главой, вырванной из романа». С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объёму прозаических произведений ≈ рассказов (часто «очеркового» склада), понятие «рассказ» заняло своё особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление: «рассказ» ≈ малая форма эпической прозы, «повесть» ≈ её средняя форма, «роман» ≈ большая. Оно преобладает и доныне.
Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что «форма» повести «может вместить в себя» и «лёгкий очерк нравов», «саркастическую насмешку над человеком и обществом», но и «глубокое таинство души», «жестокую игру страстей». Иначе говоря, в прозаических произведениях одного и того же ≈ пусть «среднего» ≈ объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание: или нравоописательное («насмешка над человеком и обществом»), или романическое («таинство души», «игра страстей»). А возможно и третье ≈ содержание героическое (столкновение общественных сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть «повести» трёх разновидностей жанрового содержания: «Повесть о том, как поссорились...» ≈ «Портрет» ≈ «Тарас Бульба». В творчестве А. П. Чехова есть такие «повести», которые по существу являются небольшими (средними по объёму текста) романами («Три года», «Моя жизнь»).
С другой стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произведения ≈ эпические «поэмы», не имеющие возвышенной направленности, называют «повестями», что ещё более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении.
Лит.: Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953; его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954; Кожинов В. В., Повесть, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Поспелов Г. Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152≈189.
Г. Н. Поспелов.
Википедия
По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом , тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» и (которую не следует путать с омонимом « новелла » русской традиции, означающим «короткий рассказ»).
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом (« Коляска » Гоголя , « Выстрел » Пушкина ).
Примеры употребления слова повесть в литературе.
У Григорьева - человека и художника двойственность и двойничество переплетались и множились: несомненно, двойственной была его реальная жизнь, двойственны персонажи его повестей, а из-за их автобиографической основы диалектически двойственными были связи автора со своими героями-двойниками.
Федя ни словом не обмолвился о нашем бегстве, и лишь два десятилетия спустя доверил свою память об этом событии страницам автобиографической повести.
Пусть весь народ из селения оберется, пусть все люди услышат печальную повесть, как ее Алкей нам расскажет, и затем пускай люди обсудят, как нам жить дальше или как нам удобнее рассчитаться и разделиться с Алкеем.
Сначала Алкивиад растерялся, но, узнав, что моряки, которым предстояло повести корабли в Сицилию, по-прежнему ему преданы и сухопутное войско тоже, а гоплиты из Аргоса и Мантинеи числом тысяча, открыто говорят, что лишь ради Алкивиада они согласились двинуться в этот далекий, заморский поход и, если кто-нибудь вздумает его обидеть, они тут же повернут назад, - узнав об этом, он приободрился и готовился в назначенный день произнести речь в свою защиту, а враги снова пали духом, опасаясь, как бы приговор не оказался слишком мягким, поскольку народ нуждается в услугах Алкивиада.
Не успел он встать и принять душ, как Алкиной явился за ним, чтобы повести его на Рыночную площадь.
Все, что я могу сделать -- повести с собой тех, кто признает Блейда из Альбиона своим вождем, а сомневающихся, -- император посмотрел прямо на Харамму, -- отправить в Меот.
Так, в начале Повести временных лет он поставил заимствованный у Амартола очерк разделения земли между сыновьями Ноя и эту географическую классификацию, или таблицу, пополнил собственным перечнем славянских, финских и варяжских племен, дав им место в Афетовой части.
Характерное место Повести о нравах и обычаях русских славян он пополнил извлечением из Амартола о нравах сириян, вактириян и других народов и к ним от себя прибавил заметку о половцах, о которых неизвестный автор Повести едва ли имел какое-нибудь понятие: они стали известны на Руси после Ярослава.
Повесть моя совершенно кончена, и антрепренер, хотя я ему и много теперь должен, все-таки даст мне хоть сколько-нибудь, увидя в своих руках добычу, - хоть пятьдесят рублей, а я давным-давно не видал у себя в руках таких денег.
Бард Фонар рассказывает повесть о Кротаре, предке короля, которая проливает свет на последующую историю Ирландии и возникновение притязаний династии Аты на престол.
Сбегает, однако ж, успевая передать борцам за свободу слова последний роковой репортаж Майи Бабаджанян и тем малым искупляя свое романтическое присутствие не просто в сюжете повести, но в сюжете повести, сочиненном на т е м у сумгаитской резни.
В своей повести Эрве Базен не называет прямо страну, где развертываются трагические события, но в этом и нет нужды.
Одним из недостатков этой истории, - продолжал бакалавр, - считается то, что автор вставил в нее повесть под названием Безрассудно-любопытный, - и не потому, чтобы она была плоха сама по себе или же плохо написана, а потому, что она здесь неуместна и не имеет никакого отношения к истории его милости сеньора Дон Кихота.
И вновь я Баксаном любуюсь как сказкой, Прекрасной, прошедшей и неповторимой, Веселой и щедрой, совсем по-кавказски, И чуточку грустной, как повести Грина.
Вниманию читателя предлагается не биографическая повесть и не хроника, но лишь собрание документов, базирующееся главным образом на неизвестных до сих пор широкой публике материалах, обнаруженных в персональном компьютере беллетриста Р.
Источник: библиотека Максима Мошкова