патристика в словаре кроссвордиста
патристика
- Христианская философия, изложенная в произведениях "отцов церкви"
- Раздел богословия, занимающийся изучением сочинений отцов церкви
- Произведения христианских мыслителей, в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии
- Изучение истории христианства
- Христианская философия, изложенная в произведениях «отцов церкви»
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
патристики, мн. нет, ж. (от греч. pater - отец) (церк. лит.). Изучение произведений т. наз. "отцов церкви" (см. отец).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Произведения христианских мыслителей, в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии.
Раздел богословия, занимающийся изучением сочинений отцов церкви.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец) термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т.н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т.н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе - Августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. patér, лат. pater ≈ отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2≈8 вв. (так называемых отцов церкви ). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей , а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом (см. Неоплатонизм ).
Первый период П. (2≈3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется Ориген , впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4≈5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» ( Василий Великий , Григорий Назианзин , Григорий Нисский ) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й половине 5 в. появляются Ареопагитики ≈ попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.≈ 1-я половина 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина , закладывающих основы схоластики . В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.
Источн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, series Graeca, t. 1≈166, P., 1857≈66, series Latina, t. 1≈221, P., 1844≈ 1864; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. 1 ≈, Vindobonae ≈ Lipsiae, 1867 ≈ (серия не закончена).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1≈4, СПБ, 1907≈18; Гарнак А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский А. А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 ≈ Тринитарный вопрос, 2 изд., Сергиев Посад, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1≈3, Utrecht ≈ Brux., 1950≈60; AItaner B., Stuiber A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter, 7 Aufl., Freiburg-Basel ≈ W., 1966.
С. С. Аверинцев.
Википедия
Патри́стика — философия и теология Отцов Церкви , то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века . Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Примеры употребления слова патристика в литературе.
Здесь та же невероятная, неисчерпаемая книжность: Библия, Коран, каббала, мидрашистские традиции, платоническая и гностическая литература, синкретические эзотерические учения, мифология Египта, Вавилона, Финикии, патристика, севе-ро-немецкое бюргерское искусство, Лютер, Гете, Шопенгауэр, Вагнер, Ницше, Винклер, Ензен, Фрейзер, Фрейд, Бахофен, Кассирер, Леви-Брюль, Кереньи.
В теологии патристика является частью догматики или патрологии, с которой она по преимуществу отождествляется.
Перед учителями патристики ставится задача создать систематическую догматику из того, что содержалось в Священном писании.
Для второго этапа патристики характерна разработка догматики и философии, в частности в творчестве Августина.
Особенно высока заслуга представителей патристики в закладывании основ схоластической логики и грамматики, сыгравших существенную роль в формировании средневекового лингвистического знания.
Начиная с 111 столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства.
Библия, Евангелие, Коран, Книга мертвых, Эдда, буддийские и конфуцианские тексты, Упанишады, патристика, Августин, Иероним, Фома Аквинский, еретическая литература, Данте, Бруно, Шекспир, Паскаль, Свифт, Беркли, Николай Кузанский, Вико, Гете, Кэрролл, Гольдсмит, Уайльд, Карлтон, Ибсен, Фрейд, Юнг, Леви-Брюль, Малларме, Паунд, эзотерические учения средневековых мистиков и антропософия Блаватской, Каббала и социологические обследования городских трущоб, книги об оккультизме и новейшие научные данные.
Таким образом, не только патристика, но и средневековая схоластика широко обращается к феномену любви.
Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина.
Так как все это было общим не только для схоластики, но и для патристики, христианская философия средних веков, включая и патристику, часто обозначается как схоластика.
Это движение стремилось реформировать католическую церковь путем обновления и развития идей апостольского христианства и наследия ранней христианской патристики, в частности учения Августина.
Интеллект Джойса тоже был филигранным - туда проникало все: от древних мифов, патристики, католического Средневековья Аквината и Данте, до Фрейда и Юнга.
Одной из важнейших проблем раннего периода существования патристики стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и христианского вероучения.
Августин -- крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из отцов церкви.
Не все могут быть посвящены в глубочайшие тайны догматики, гомилетики, патристики, литургики, герменевтики, апологетики др.
Источник: библиотека Максима Мошкова