паникадило в словаре кроссвордиста
паникадило
- (греческое pan — все, kandela — свеча) подставка для свечей или лампад, имеющая более 12-ти свечей
- Большой канделябр
- Многосвечник
- Переведите на латынь "многосвечник"
- Свечная люстра в церкви
- ср. греч. люстра, церковный свещник, подвесной светильник о многих свечах. Паникадильщик или паникадильный мастер
- Церковная люстра
- Церковный канделябр
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ср. греч. люстра, церковный свещник, подвесной светильник о многих свечах. Паникадильщик или паникадильный мастер.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
паникадила, ср. (от греч. polykandelos - состоящий из многих светильников) (церк.). Большая церковная люстра.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, ср. Свечная люстра или канделябр в церкви.
прил. пани-кадильный, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. Большая люстра со свечами или большой подсвечник (обычно в церкви).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПАНИКАДИЛО (среднегреч. polykandelon) большая люстра или многогнездный подсвечник в церкви.
Википедия
Паникади́ло (также всесвещник, поликанди́ло — в православном храме центральная люстра , светильник со множеством свечей или лампад . Обычно термины «паникадило» и «всесвещник» употребляются по отношению к светильникам в центре храма, которые используют более 12 свечей.
Поликандила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние поликандила это одноярусные хоросы — поликандила в виде обода колеса.
По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
Примеры употребления слова паникадило в литературе.
И вещи, которые он точил, -- паникадило, досканец и другие, из слоновой кости.
Лишь в алтаре толстые свечи у креста сыпали огни, широко отсвечивая в золоте и серебре паникадил, крестов и риз.
Ровно горят свечи в медных вызолоченных паникадилах, мягким сиянием наполняя тесную теремную церковь, - только-только поместиться иерею и семье княжеской.
Сам резал аналой, и тяжелые деревянные паникадила резал и украшал сам в долгие ночи одинокого пустынножительства.
В монастырях, в городах за спасами, в церквах, за папертями, в притворах, в алтарях -- иконами, паникадилами, антиминсами, ковриками, по которым нельзя ходить, невидимо -- ютился дух великого бога, правившего человечьими душами две тысячи лет, -- рождением, моралью, зачатием и смертью, и тем, что будет после смерти.
Сейчас в соборе - единое дыхание граждан, торжественное золото облачений духовенства, мерцание свечей в паникадилах, хоросах и стоянцах перед иконами, ангельские голоса маленьких певчих и густой, сотрясающий своды голос хора, которому подпевает вся площадь перед собором, черные люди и знать, подпевают крыши и улицы, и, шевеля губами, беззвучно вторит литургии, стоя в иконном покое своем, великая неревская боярыня Марфа Борецкая.
Стали на крылосе петь, сразу и зажглось паникадило, - уж светится будто Рождество.
Услышь, святая соборная апостольская церковь, со всеми местными иконами и честными мелкими образами, со всеми апостольскими книгами и с лампадами, и с паникадилами, и с местными свещами, и со святыми пеленами, и с черными ризами, с каменными стенами и железными плитами, со всякими плодоносными деревами и цветами!
Внизу собора, у дверей, закинутых железным поперечным заметом, поет негромкий, приятный голос, и голос тот слышнее вверху, чем внизу, среди позолоты, церковных подвесов, паникадил, подсвечников и люстр.
Восковые свечи перед образами прикреплены к паникадилам так слабо, что от малейшего сотрясения должны были попадать в желоба с порохом: это всегда делали нарочно для того, чтобы самосожжение походило как можно меньше на самоубийство.
Самое мистическое настроение, которое еще не проходило тогда, придавало праздничную торжественность нашему свиданью, как колокольный звон, певчие и зажженные паникадила.
Французские - шпалерные и итальянские - парчовые кресла, пестрые ковры, несколько стенных часов, персидское оружие, медный глобус, термометр аглицкой работы, литого серебра подсвечники и паникадила, переплеты книг и на сводчатом потолке - расписанная золотом, серебром и лазурью небесная сфера - отражались многократно в зеркалах, в простенках и над дверями.
Источник: библиотека Максима Мошкова