Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Пазолини Пьер Паоло

Пазолини (Pasolini) Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов «Прах Грамши» (1957) отразил гражданственный дух П., усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике «Поэзия в форме розы» (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.≈ романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества («Лихие парни», 1955, «Жестокая жизнь», 1959) ≈ проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному «обществу потребления», к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман «Теорема», 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей «Еретический эмпиризм» (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции. В середине 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы «Нищий» («Аккаттоне», 196

  1. , «Мама Рома» (196

  2. , создал киноновеллу «Овечий сыр» (в фильме «Рогопаг», 196

  3. . Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм «Евангелие от Матфея» (196

  4. ≈ попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча «Птицы большие и малые» (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: «Царь Эдип» (1967), «Теорема» (1968), «Медея» (1969), «Свинарник» (1969), «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.

    Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

    Лит.: Юткевич С., Париж ≈ Канн, 66, «Искусство кино», 1966, ╧ 9; Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965; «Cinema», 1971, ╧ 65 (номер посвящен Пазолини).

    Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова.