Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

неорационализм в словаре кроссвордиста

Википедия

Неорационализм

Неорационализм — течение в европейской философии науки , которое является реформацией классического рационализма . Появление этого течения в 20-х — 40-х годах XX века обусловлено кризисом классического рационализма. Причиной этого кризиса стали изначальные ошибки классического рационализма, абсолютизировавшего научное познание, в частности утверждавшего неизменяемость научных понятий и выводов. Последним ударом по уже и так хрупкой теории классического рационализма стала знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна , которая меняла понятия и выводы классической механики Ньютона. Время, которое у Ньютона было абсолютным, стало относительным и зависящим от скорости объекта, а скорость света, которая, согласно Ньютону, должны была складываться со скоростью его источника, стала абсолютной и независящей от скорости источника света. В результате кризиса классического рационализма появились философские течения, релятивизирующие научное познание, такие как философский релятивизм, онтологический релятивизм для своих теорий, но отличается от не науки все же тем, что делает обоснованный выбор между теориями на предмет их большей близости к истине: “Я говорю о предпочтительности теории, имея в виду, что эта теория составляет большее приближение к истине и что у нас есть основания так считать или предполагать”.

Еще одна попытка переделать классический рационализм, приведя его в соответствие феноменам реальной науки, принадлежит представителям школы неорационализма, в центре которой стоит французский философ Башляр. В большинстве своих позиций эти философы совпадают с пост позитивистами даже не когнитивными, а социальными. Они отрицали независимость добытых разумом истин от социокультурных подтекстов. В той или иной формулировке признавали попперианскую опровержимость научных теорий, “постоянную принципиальную проблематичность рационального познания” и т. п. Вслед за Куайном признавали, что научные понятия никак не привязаны к опыту. “Разум конституирует мир для нас, сверх которого ничего нет, реальность изменяется вместе с духом” - Лаланд. ““Закон” предшествует “фактам”, он не выводится из них, а сами факты есть теоретические конструкции”.

Вслед за Куном они признавали невозможность общего языка между учеными, представителями разных фундаментальных теорий, постулировали эпистемологический разрыв между такими теориями. “Они построены на различных принципах организации научного разума и поэтому между ними не может быть отношений преемственности и выводимости”.

Но при этом башляровские неорационалисты претендовали на то, что они все-таки защищают особый эпистемологический статус науки, ее принципиальное отличие от всего, что не есть наука. В этом контексте они говорили об адекватности научных теорий, понимая под ней соответствие выводов теории фактам.

Существует еще неорационализм А. М. Воина., . Воин утверждает, что ни фоллибелизм Поппера, ни башляровский неорационализм не справились с задачей отстоять особый эпистемологический статус науки и не дали достаточных критериев, отделяющих науку от не науки. И что этот статус и упомянутые критерии обеспечивает выработанный наукой, прежде всего физикой в процессе ее развития единый метод обоснования научных теорий,который остается неизменным при смене всех научных парадигм и связанных с этим изменений понятий и выводов и который до сих пор не был представлен эксплицитно и существовал лишь на уровне стереотипа естественно научного мышления. Воин претендует на то, что он представил этот метод эксплицитно .