Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Немецкая идеология

«Немецкая идеология» («Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»), произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором они впервые разработали как целостную концепцию материалистического понимание истории, т. е. исторический материализм . Замысел «Н. и.» относится к весне 1845, когда Энгельс приехал в Брюссель. Маркс изложил ему материалистическое понимание истории в почти сложившемся виде и они решили сообща разработать своё новое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. С этим замыслом связано написание «Тезисов о Фейербахе» как наброска идей для «Н. и.». Дошедшая до нас рукопись «Н. и.» была написана в ноябре 1845 ≈ августе 1846, дополнение ко 2-му т. (работа Энгельса «Истинные социалисты») ≈ в январе≈ апреле 1847. Работа над рукописью не была завершена. «Н. и.» состоит из 2 томов: 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й ≈ критике немецкого мелкобуржуазного «истинного социализма». Основное теоретическое содержание сконцентрировано в 1-й главе 1-го т. («Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений»), в остальных частях преобладает полемика, 2-я и 3-я глава 2-го т. в рукописи отсутствуют. Изложение материалистического понимания истории строится по такому общему плану:

  1. предпосылки.

  2. основная концепция: производство ≈ общение ≈ политическая надстройка ≈ формы общественного сознания,

  3. выводы.

    В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из которых исходит их историческая концепция, ≈ это люди, их деятельность и её материальные условия. Деятельность людей имеет две стороны: производство (отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). Производство и общение взаимно обусловливают друг друга, но определяющей стороной является производство. В «Н. и.» всесторонне развито важнейшее положение исторического материализма об определяющей роли материального производства в жизни общества.

    В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые по существу выяснили диалектику взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь как диалектика производительных сил и формы общения (общественных отношений). Оно дало ключ к пониманию общей структуры человеческого общества (производительные силы ≈ производственные отношения ≈ политическая надстройка ≈ формы общественного сознания) и общей закономерности его исторического развития (начало учения об общественных формациях) и позволило научно доказать неизбежность пролетарской, коммунистической революции как результата развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества. Это открытие позволило разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию и как непосредственную философскую основу теории научного коммунизма , осуществить исторически первое обоснование научного коммунизма.

    В «Н. и.» закладываются основы марксистской теории классов и классовой борьбы , раскрывается сущность государства вообще и буржуазного государства в особенности, появляется основная формула исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания: «Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966, с. 29, 30).

    В «Н. и.» впервые были выяснены две основные материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: развитие производительных сил и формирование революционного класса, пролетариата. Конкретизируя первую предпосылку, авторы «Н. и.» определяют её как достаточно высокий уровень развития крупного машинного производства: «... только с развитием крупной промышленности становится возможным и уничтожение частной собственности» (там же, с. 65). Маркс и Энгельс характеризуют пролетарскую революцию как двуединый процесс ≈ изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию: «... революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества» (там же, с. 50). В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые формулируют необходимость завоевания пролетариатом политической власти, в общей форме высказывают идею диктатуры пролетариата (см. там же, с. 43). Опираясь на диалектико-материалистическое понимание истории, авторы «Н. и.» в общих чертах разрабатывают теорию будущего, коммунистического общества.

    Сущность концепции, развитой в «Н. и.», авторы резюмируют следующим образом: «Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения ≈ т. е. гражданское общество на его различных ступенях ≈ как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического... объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому выводу... ≈ что не критика, а революция является движущей силой истории...»(там же, с. 51≈52).

    Рукопись «Н. и.» Марксу и Энгельсу опубликовать не удалось. «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, ≈ писал впоследствии Маркс, ≈ что наша главная цель ≈ уяснение дела самим себе ≈ была достигнута» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 8). При их жизни была опубликована, по-видимому, только 4-я глава 2-го т. (1847). После смерти Энгельса публиковались только отдельные части рукописи: 3-я глава 2-го т. (1899, по рукописи), 3-я глава 1-го т. (1903≈1904, около половины текста: рус. пер. 1913), 2-я глава 1-го т. (1921). Важнейшая 1-я глава 1-го т. была впервые опубликована в СССР институтом Маркса и Энгельса в 1924 на русском языке («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», книга 1, редактор Д. Б. Рязанов) и в 1926 на языке оригинала («Marx ≈ Engels Archiv», Bd 1; подготовил П. Л. Веллер). Впервые полностью рукопись «Н. и.» была опубликована в СССР институтом Маркса ≈ Энгельса ≈ Ленина, под редакцией В. В. Адоратского в 1932 на языке оригинала (Marx ≈ Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5; подготовил П. Л. Веллер) и в 1933 на русском языке (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; подготовил Б. Э. Быховский). Публикации 1924≈26 и 1932≈33 легли в основу многих переводов и переизданий.

    ══В 1955 «Н. и.» была заново опубликована в виде 3-го т. 2 изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (подготовили И. И. Прейс и А. А. Уйбо). Аналогичные издания вышли в Болгарии (1957), ГДР (1958), Румынии (1958), Чехословакии (1958 на чешском, 1961 на словацком языке), на Украине (1959), в Венгрии (1960), КНР (1960), Польше (1961), Латвии (1963), Японии (1963), Югославии (196

  4. , на английском языке (1964 в Москве и 1965 в Лондоне), в Италии (1972). В 1962 были опубликованы найденные в Амстердаме новые страницы рукописи («International Review of Social History», v. 7, p. 1).

    В 1965 («Вопросы философии», ╧ 10≈11) и 1966 (отдельное изд.) институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС осуществил новую, наиболее полную публикацию 1-й главы с расположением и расчленением текста в соответствии со структурой и содержанием рукописи (подготовил Г. А. Багатурия, редактор В. К. Брушлинский). Аналогичные издания вышли на немецком (1966, «Deutsche Zeitschrift für Philosophic» и несколько переизданий), сербскохорватском (1967), грузинском (1968), украинском (1968), французском (1968, 1970), итальянском (1969), английском (1969, 1972), финском (1972) языках. В общей сложности текст рукописи «Н. и.» публиковался полностью или частично не менее 150 раз.

    Лит.: Marx ≈ Engels Gesamtausgabe, Abt. 1, Bd 5, В., 1932; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; их же, Фейербах, Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии»), М., 1966; Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6≈8; Ойзерман Т. И., формирование философии марксизма, М., 1962; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 3, М., 1968; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса, в сборнике: Маркс ≈ историк, М., 1968; его же, Из опыта изучения рукописного наследства Маркса и Энгельса, в сборнике: Источниковедение, М., 1969; Rossi М., Marx е la dialettica hegeliana, parte II, Roma, 1963; Michalik M., Obrachunki filozoficzne Karola Marksa w «Ideologii neimieckiej», Warsz., 1966; Andréas B., Mönke W., Neue Daten zur «Deutschen Ideologie», «Archiv für Sozialgeschichte», Bd 8, Hannover, 1963.

    Г. А. Багатурия.

Википедия

Немецкая идеология

Немецкая идеология — философская работа К. Маркса и Ф. Энгельса . Состоит из двух томов. Написана с ноября 1845 г. по август 1846 г., но Маркс и Энгельс не нашли издателя. Впервые полностью опубликована в 1932 году в Москве под редакцией Д. Рязанова .

В данной работе материализм впервые систематическим образом был распространён на изучение общественных явлений. Изложение начинается с точной формулировки предпосылок как самой истории, так и материалистического понимания истории.Предпосылки, с которых мы начинаем — не произвольны, они — не догмы; это — действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни… Сама материальная среда становится продуктом деятельности людей. В ходе полемики с Фейербахом отмечается огромное значение влияния преобразующей деятельности человека на природу. Эта деятельность, этот непрерывный чувственный труд и созидание, это производство служит настолько глубокой основой всего чувственного мира, как он теперь существует, что если бы оно прекратилось хотя бы лишь на один год, то Фейербах увидел бы огромные изменения не только в мире природы, — очень скоро не стало бы и всего человеческого мира, его, Фейербаха, собственной способности созерцания и даже его собственного существования. Решающим фактором исторического процесса является деятельность людей, заключающаяся в двух взаимосвязанных сторонах: производстве и общении. Производство является определяющей стороной деятельности людей и представляет собой отношение людей к природе, воздействие людей на природу. Общение является отношением людей друг к другу в процессе производства и других процессах. Материальное производство является решающим признаком, отличающим человека от животного. Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, — шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь. Способ производства определяет всю жизнь общества, все виды социальной деятельности представляют собой различные виды производства. Способ, каким люди производят необходимые им средства к жизни, зависит прежде всего от свойств самих этих средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени, это — определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. Та, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, — это зависит, следовательно, от материальных условий их производства. В работе впервые выявлена диалектика взаимного влияния производительных сил и производственных отношений . Это понимание история, в отличие от идеалистического, не разыскивает в каждой эпохе какую-нибудь категорию, а остаётся всё время на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а объясняет идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому результату, что все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их в «самосознании» или превращением их в «привидения», «призраки», «причуды» и т. д., а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошёл весь этот идеалистический вздор, — что не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории. Коммунизм понимается не как выработанный план идеального общества, а как закономерный результат действительного исторического процесса. Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Сформулировано положение о необходимости завоевания пролетариатом политической власти в ходе революции. …каждый стремящийся к господству класс, — если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, — должен прежде всего завоевать себе политическую власть, для того чтобы этот класс, в свою очередь, мог представить свой интерес как всеобщий,… Указана необходимость коммунистической революции. …революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества. Исходя из анализа реальных тенденций общественного развития, характеризуются основные черты будущего коммунистического общества. установление коммунизма имеет по существу экономический характер: Частная собственность на средства производства заменяется собственностью, принадлежащей ассоциированным индивидам, всему обществу. Разделение общества на классы исчезает и вместе с ним исчезает государство.