Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

народное стихосложение

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ русской устной народной поэзии Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) - чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) - нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха; песенный стих ("протяжные" и "частые" песни) - ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными, не вполне исследованными вариантами.

Большая Советская Энциклопедия

Народное стихосложение

русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество ). В Н. с. различаются три основных типа:

  1. говорной стих ≈ употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко расчленённый на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без чёткой ритмической организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет», «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал»).

  2. Речитативный, напевный стих ≈ употребителен в былинах (см. Былинный стих ), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула ), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмическое строение. Наиболее частый размер ≈ 3-ударный (3-иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами ( иктами ) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера в изолированном виде могут звучать и как хореи («Как во славном было городе во Киеве»), и как анапесты («Как во славном во городе Киеве»), и как дольники («Как во славном городе Киеве»), и как тактовики («Как во славном во городе во Киеве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-ударный (например, в былине о Щелкане) и 4-ударный (в некоторых исторических песнях).

  3. Песенный стих ≈ употребителен в лирических песнях; колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 в. и сохранялся в 18 в. в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в. в стихе «Сказки о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, в 20 в. у Демьяна Бедного; речитативный тип воспроизводился в «Песнях западных славян» Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова и т.д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.

    Лит.: Востоков А. Х., Опыт о русском стихосложении, СПБ, 1817; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Квятковский А., Народный стих, в его кн.: Поэтический словарь, М., 1966; Бобров С. П., Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности..., «Русская литература», 1967, ╧ 1, 1968, ╧ 2; Trubetzkoy N., Three philological studies, Ann Arbor, 1963; Jakobson R., Slavic epic verse, в его кн.: Selected writings, v. 4, "s-Gravenhage, 1966.

    М. Л. Гаспаров.