мытарь в словаре кроссвордиста
мытарь
- В Древней Руси сборщик мыта — пошлины, уплачиваемой на заствах за право проезда
- Древнерусский таможенник
- Таможенник в далеком прошлом
- Сборщик налогов в Древней Иудее
- Иудейский налоговик
- Таможенник на украинский лад
- Таможенник на болгарский лад
- Старинный сборщик податей
- Иудейский сборщик даней
- Испытывающий невзгоды (разг.)
- Сборщик податей (библ.)
- Попавший в беду (разг.)
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
мытаря, м. (см. мыт 2) (церк.-книжн., устар.), В славянских церковных текстах - название сборщика податей в Иудее, римской провинции; в евангелии употр., как типический образ притеснителя.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, м. В библейских сказаниях: сборщик податей в Иудее.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
-
м.
Сборщик податей, откупщик в Иудее (в библейских текстах).
Сборщик мыта в Древней Руси.
м. разг. Тот, кто испытывает какие-л. невзгоды, страдания; тот, кто попал в беду.
Википедия
«Мытарь» — мистический триллер режиссёра Олега Фомина по сценарию Ивана Охлобыстина .
Мы́тарь (, также мы́тник) — сборщик податей на мыте или сборщик податей вообще; в современном смысле — таможенник , налоговый инспектор , страховой агент
Примеры употребления слова мытарь в литературе.
И один профессор из института пришел и, как мытарь, стоял в толпе сзади, подняв воротник, надвинув шапку.
Дальше нее лодочник отлучался редко, даже мытарь гильдии в половине двенадцатого ночи приходил к порогу дома Астерия.
Главный Мытарь понял, куда клонят лодочники, почувствовал на затылке жаркое дыхание своих заместителей - и безропотно удалился.
И дивно ли, братья христиане, что на праведном суде Божием мытарь оправдывается более, чем фарисей, и что господь здесь, на земле, устраивает весьма часто так, что всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за мною.
Должность мытаря, между нами будь сказано, считалась не очень-то почетной.
Иисусом Марфы и Марии, мытаря Закхея, фарисея Симона или Его споры с иудейскими книжниками?
Останавливаясь, Он беседовал с людьми: у колодца с самарянкой, в доме мытаря, на улице, на площади, на рынке, в храме - всюду, где только были люди.
А если вы помните, когда Господь пришел в дом мытаря Закхея, человека, на которого все смотрели, как на последнего грешника, и Господь увидел его веру, его покаяние, его стремление жить по-другому.
В городе жители спорили, кто примет Его, но Иисус выбрал не почтенную, всеми уважаемую семью, а дом мытаря Закхея.
Женщина, умастившая ноги, Закхей, добрый разбойник, притчи о фарисее и мытаре, о блудном сыне.
В Иудее мытари пользовались примерно такой же популярностью, как финансовые инспекторы, которые вздумали бы сегодня драть с французов налоги в пользу немецких пушечных королей.
Когда мытари узнали, что Иисус выразил желание попировать в их компании, они запрыгали от радости.
Некоторые мытари, думая, что мужская одежда Иоанна просто маскарад, пытались его обнять.
Народ находился под двойным и даже тройным гнетом: мытари выколачивали из него имперские подати, Иерусалим брал свою десятину, а местные землевладельцы притесняли крестьян.
Источник: библиотека Максима Мошкова