Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Морган Льюис Генри

Морган (Morgan) Льюис Генри (2

  1. 11.1818, Орора, Нью-Йорк, ≈ 17.1

  2. 1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член Национальной АН США (1875). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее ≈ также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем «Тот, Кто является Мостом» (между индейцами и белыми). Первый крупный труд М., посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851) поныне остаётся важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах (основной из них ≈ «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877, рус. пер., 2 изд., 1934) М. выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. М. разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства , а каждый из них ≈ на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, М. фактически сумел отойти от него и, по словам Ф. Энгельса, «...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97).

    Вокруг концепции М. до сих пор идёт борьба между прогрессивным и реакционным течениями этнографической науки. Данные современной этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений М. требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет своё значение и продолжает развиваться марксистской наукой.

    Соч.: Дома и домашняя жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934.

    Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935; Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, «Советская этнография», 1964, ╧ 4.

    А. И. Першиц.