монофелитство в словаре кроссвордиста
монофелитство
- Догматическое учение, возникшее в начале 7 в., утверждавшее, что Христос имел две природы - божественную и человеческую, но единую волю (божественную)
- Религиозно-богословское учение в христианстве, сложившееся в 7 в., согласно которому Христос имеет две природы — божественную и человеческую, но единую волю и одну энергию
Википедия
Монофели́тство (от — один, единственный + θέλημα — воля ) — христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа . Согласно монофелитству, Христос волит и как Бог , и как человек своей единой волей.
Учение о единоволии Бога ставшего человеком обосновывается необходимостью признания Христа единой личностью и отрицанием разделения его на двух отдельных субъектов Бога и человека. Представление о монофелистве доступно излагается в адресованном императору Византии Мануилу Комнину "Изложении веры Армянской Церкви" святого Нерсеса Шнорали :
О воле разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой или человеческая воля Божией, но Единого Существа, сугубым соделавшегося, воля была по разным временам иная - иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое
Доктрина была сформулирована в VII веке патриархом Константинопольским Сергием с подачи папы Римского Гонория , вследствие поиска императором Ираклием церковного единства между халкидонитами и нехалкидонитами ( диофизитами и миафизитами ) в Византии . Исповедание диофизитами единой воли Богочеловека было в представлении миафизитов достаточным условием для устранения с халкидонизма подозрений в двусубъектности его христологии. Таким образом появлялась возможность уже у миафизитов если не для признания Халкидонского собора , то для отказа от анафемы диофизитству.
Уния на основании единого монофелитского исповедания помогла императору Ираклию объединить не только халкидонитов и нехалкидонитов, но и привлечь к единству с церковью Римской империи « несторианскую »" " церковь Персии . С принятием диофелитского учения Максима Исповедника в церквях халкидонской традиции монофелитство здесь было объявлено ересью . В церквях нехалкидонской традиции, отвергающих как ересь диофелитство, единство воли Христа исповедуется как православная, естественная и неотъемлемая составляющая миафизитской христологии.