Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Моне Клод Оскар

Моне (Monet) Клод Оскар (14.2.1840, Париж, ≈ 6.12.1926, Живерни, Нормандия), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма . Учился у Э. Будена в Гавре (1858≈59), в академии Сюиса (1859≈60) и в мастерской Ш. Глейра (1862≈63) в Париже. Развивая достижения мастеров барбизонской школы и Будена в области пленэрной живописи, М. со 2-й половины 1860-х гг. стремился передать её средствами ощущение изменчивости свето-воздушной среды, красочное богатство окружающего мира («Завтрак на траве», 1866, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Лягушатник», 1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). С конца 1860-х гг. посвятил своё творчество исключительно пейзажу, трактуя человеческую фигуру как один из его естественных элементов. В своих картинах М. добивался впечатления мягкой вибрации воздуха и как бы окутанных им форм с помощью мелких, дробных мазков чистых, не смешанных на палитре красок, рассчитывая на их оптическое совмещение в зрительном восприятии. Пейзажный мотив воссоздавался им как отдельная частица вечно живой природы, наполненная трепетом и бесконечным внутренним движением, словно выхваченная на мгновение из постоянно меняющегося потока жизни («Бульвар Капуцинок в Париже», 1873, «Скалы в Бель-Иль», 1886; оба произведения ≈ в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1890-е гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определённый мотив, М. создавал серии картин-вариаций («Стога сена», 1890≈91; «Руанский собор», 1893≈1895). Для позднего периода творчества М. характерны всё большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде («Туман в Лондоне», 1903, Эрмитаж, Ленинград), нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения (серия панно «Кувшинки», 1914≈22, Музей Оранжери, Париж).

Соч.: Письма, [пер. с франц.; предисл. и прим. Н. В. Яворской], в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1, М., 1969, с. 87≈108.

Лит.: Рейтерсверд О., Клод Моне, [пер. со швед.], М., 1965; К. Моне. [Альбом репродукций. Авт. текста и сост. И. Сапего], Л., 1969; Hoschedé J.-P., Claude Monet, се mal connu, v. 1≈2, Gen., 1960.

В. А. Калмыков.