Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Модализм

Модали́зм (от , букв. мера, в терминологическом значении — ладовый звукоряд ) — мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности . Характерные модальные тоны и целостные звукоряды: дорийская секста, фригийская секунда, обиходное переченье уменьшённой октавы, целотоновая гамма, уменьшённый лад и т. д. Модальные аккорды — аккорды, содержащие характерные модальные тоны, например, оборот V–I , IV–I (дорийская субдоминанта в миноре ).

Модализмы анализировал ещё Гуго Риман в монографии 1887 года. На русском языке природу модализма правильно описал в 1926 году П.Б. Рязанов , полемизируя в этом вопросе с Н.А. Римским-Корсаковым :

Появление дорийской сексты в качестве Римана , как бы нарушает на мгновение ощущение тональности и придает музыке специфический характер, присущий оборотам церковного дорийского лада . В распространенном у нас практическом учебнике гармонии Н.А.Римского-Корсакова аккорд этот носит название "искусственного мажорного трезвучия IV ступени мелодического минора".

Модализмы довольно часто встречаются в музыке барокко, обычно в связи с программностью, например в пьесе Г.Ф. Телемана «Москвичи» (из оркестровой сюиты B-dur, BWV 55:B5) колокольный звон имитируется с помощью звукоряда, объединяющего лидийскую (IV высокую) и миксолидийскую (VII низкую) ступени. В музыке венских классиков модализмы редки. Один из таких случаев — лидийский модализм у Моцарта в сочинении «Музыкальная галиматья» (KV 32). В ч.III струнного квартета ор. 132 Бетховена («Heiliger Dankgesang eines Genesenden an die Gottheit, in der lydischen Tonart») тональность F-dur сочетается с чисто модальным принципом строго выдержанного «белоклавишного» звукоряда.

В романтической музыке бурное внедрение модализмов объясняется освоением специфических для романтиков образных сфер: «простонародной» жизни, далекой старины, стилизациями богослужебного пения, «инфернального» или «фантастического» колорита. Модализмы наблюдаются у Ф. Шопена (например, мазурки ор. 24 № 2, op. 41 № 1, ор. 56 № 2 и др.), Э. Грига (Норвежский танец, ор. 72 № 13, романс «Сосна»), Ф. Листа , Г. Форе ( «Сицилиана» op. 78; см. нотный пример), многочисленны « испанизмы » Ж. Бизе , «славянизмы» А. Дворжака и т.д. Велико значение модализмов в музыке русских композиторов (начиная с М. И. Глинки ), у всех «кучкистов» (например, цыганская гамма в партии богатого еврея из « Картинок с выставки »), у П.И. Чайковского («сказочный» увеличенный лад в скерцо из Третьей симфонии , «инфернальный» уменьшённый лад в кульминации первой части Шестой симфонии ) и у многих других композиторов вплоть до начала XX века («Прелюдия в лидийском ладу» А.В.Станчинского ).

В XX веке к модализмам прибегали композиторы, которые не стремились к радикальным переменам в музыкальном языке , но при этом желали обновить и «раскрасить» унаследованную ими от европейских романтиков мажорно-минорную тональность (например, модализмы в начале «Рапсодии в блюзовых тонах» Дж.Гершвина и во многих других его сочинениях).

В отличие от старомодальной гармонии западноевропейского Средневековья модализмы в тональной музыке носят несколько внешний, иногда даже декоративный, характер. Гармония в таких сочинениях остается тональной (есть тоника, представленная трезвучием , есть тональная периферия), но при этом окрашенной модальной краской (напр., эолийская окрашенность минора в начальном периоде хора «На кого ты нас покидаешь» из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского , миксолидийский лад в начале песни «Много есть у меня теремов и садов» и мн. др.). Использование модализмов зачастую реализуется в рамках ладовой переменности .

В XX веке модализмы использовались и в популярной музыке, особенно широко — у «Битлз» (миксолидийский — в песнях «Norwegian Wood» и « Paperback Writer », эолийский — « The Long and Winding Road », дорийский — « Eleanor Rigby » и т.д.)

От модализмов следует отличать целостные образцы новомодальной гармонии, включающие и функциональную систему и нетрадиционные формы созвучий, например, третья из «Кошачьих колыбельных» И.Ф. Стравинского ; многие пьесы в сборнике «Микрокосмос» Б. Бартока .

Модализм (значения)

Модализм — термин, происходящий от имеющего различные значения латинского слова :

  • Модализм — музыкальный термин;
  • Модализм — монархианское течение в раннем христианстве.
Модализм (религия)

Модализм — одно из двух (наряду с динамизмом ) основных антитринитарных течений христианства , на которые разделялось монархианство во II—III веках. Близкое к модализму учение савеллиан рассматривается как особая ересь . Доктрина модализма утверждает, что Отец, Сын и Дух не являются тремя вечными лицами вечного Бога, а некими временными модусами , в которых Он Себя раскрывает.