Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

месаме-даси

"МЕСАМЕ-ДАСИ" ("Третья группа") первая закавказская социал-демократическая организация. Основана Э. Ф. Ниношвили, М. Г. Цхакая, 1892-1903. Большинство группы склонялось к "легальному марксизму". В 1898 вошла в РСДРП. Революционное крыло (В. З. Кецховели, И. В. Сталин, Цхакая и др.) примкнуло к большевикам.

Большая Советская Энциклопедия

Месаме-даси

«Месаме-даси» («Третья группа»), первая социал-демократическая партия в Закавказье. Основана по инициативе Э. Ф. Ниношвили и М. Г. Цхакая в 1892 на конференции в м. Зестафони (Шоропанский уезд Кутаисской губернии) как литературно-политическая группа, после принятия устава в 1893 объявила себя интернациональной группой социалистов-марксистов с целями: пропаганда марксизма, организация нелегальных кружков, установление связи с марксистскими группами и кружками Закавказья и всей России. Первое публичное выступление группы состоялось 8 мая 1894 на похоронах Ниношвили. Писатель и общественный деятель Г. Е. Церетели в газете «Квали» («Борозда») назвал эту организацию «М.-д.» [первая группа ( Пирвели-даси ) и вторая группа ( «Меоре-даси» ) были революционно-демократическими Члены группы знакомились с трудами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, вели пропаганду среди учащейся молодёжи, выступали на страницах легальных газет «Квали» и журнала «Моамбе» («Вестник»), организовывали рабочие кружки, способствуя распространению марксизма среди рабочих и интеллигенции. Центром деятельности «М.-д.» был Тбилиси, она оказывала влияние на др. районы Грузии и Закавказья, имела связь с социал-демократическими кружками Ф. А. Афанасьева , И. И. Лузина, Г. Я. Франчески, Н. П. Козеренко, В. К. Родзевича-Белевича и др. С самого начала группа не была политически однородной. Большая часть её (Н. Н. Жордания, И. И. Рамишвили, С. В. Джибладзе, Н. С. Чхеидзе) склонялась к легальному марксизму и национализму, в дальнейшем к экономизму , выступала против марксистского понимания классовой борьбы, считая гегемоном грядущей революции буржуазию, проповедовала идею союза рабочего класса с либеральной буржуазией в борьбе против царизма; стояла на позициях буржуазно-нациоанлистической теории «гражданского мира», придавая общности национальных интересов всех классов решающее значение в социальном развитии. Революционная часть группы (М. Г. Цхакая, Ф. И. Махарадзе и др.) отстаивала идеи пролетарского интернационализма, руководящей роли рабочего класса в революции, боролась с буржазным либерализмом и национализмом. Во 2-й половине 90-х гг. в связи с ростом рабочего движения в Грузии и усилением влияния идей научного социализма на передовые круги пролетариата и интеллигенции борьба революционного крыла «М.-д» с оппортунистической частью обострилась; этому способствовало вступление в группу в 1895≈98 революционных социал-демократов. В. З. Кецховели, И. В. Сталина, А. Г. Цулукидзе и др. В 1898 «М.-д.» вошла в РСДРП сохранив своё название. После раскола социал-демократов на 2-м съезде РСДРП (1903) оппортунистическая часть «М.-д.» примкнула к меньшевикам, а революционная часть встала на большевистские позиции.

Википедия

Месаме-даси

«Месаме-даси» — первая социал-демократическая организация в Закавказье . Была основана в 1892 году . Первоначально придерживались идей социал- реформизма , выступая за мирное решение социального вопроса путём проведения реформ, но в начале 1900-х годов стали поддерживать идеи усиления классовой борьбы и необходимости революции . Сблизившись с русскими социал-демократами фактически слились с ними, став частью общероссийской партии.