Википедия
Матаня — старое местное название частушки или её внутри жанровая разновидность. Возникла в Поволжье и оттуда распространилась по всем окрестностям России. Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев. Со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом «Матаня» они называют как девушек, так и парней. Оно так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Для «Матани» характерна повторяемость без изменений первой строчки двустишия, к которой, варьируемая по обстоятельствам, присоединяется вторая. Первая строчка в «Матане» это опознавательный жанр и своеобразная загадка, задача, уловка, заставляющая прислушаться, а как она разрешится на этот раз? Например, тамбовская «Матаня» по поэтике это четырёх строчные строфы одночастные и двухчастные. Наиболее распространенный размер — четырёх стопный хорей , часто употребляется неполная перекрёстная рифма . Ей характерен постоянный эпитет: «Гармонист, гармонист», «Мой милёнок как телёнок», «У меня милёнок» и другие:
Гармонист, гармонист, Не смотри глазами вниз, Смотри прямо на меня - Завлекать буду тебя. Мой милёнок, как телёнок, Кучерявый, как баран. Дома нечего полопать, Шатается по дворам.Понятие «Матаня» опирается на созвучное по разговорной речи «мотаться», то есть не отличаться постоянством чувств, «выматывающий душу»:
Эх, Матаня ты Матаня, Вся ты измотался! Посмотри-ка на себя: В чём душа остался! Ой, Матаня, так не гоже, То ходить, а то мануть. Приходи, Матаня, к речке, При тебе буду тонуть. Кому Матаню частую, А мне Матаню редкую. С моим Матанечкой гулять Натуру надо крепкую.К стабильным проявлениям тамбовской «Матани» относятся миксолидийский лад и гармоническая функция аккомпанемента. К изменяемым — все остальные элементы, включающие большое количество исполнительских версий: варианты мелодии, выразительных средств, ритма.
Матаня:
- Матаня — жанровая разновидность русской частушки.
- Матаня — русская народная хороводная пляска.
- Матаня — тип мелодии, исполняемой на русской гармони.
Матаня — это наигрыш , который являет собой синкретическую композицию, предполагающую музицирование «под пляску» с исполнением частушек . Характерные признаки композиции — двудольный размер, быстрый темп, акцентная артикуляция. Импровизационная структура «Матани» вырастает из незатейливого мотива в объёме кварты , состоящего из двух нисходящих попевок. Первая нисходящая попевка заканчивается в миноре , вторая попевка (3-4-й такты мотива) — приводит к утверждению тоники .
Наигрыш «Матаня» это такой же плясовой наигрыш как цыганочка , барыня , яблочко и прочие. Только наиболее популярный в основном в чернозёмной части России и обычно играется на рояльной гармони , для которой существует круг традиционных наигрышей: «Матаня», « Страдания », «Бешенного», «Елецкие страдания», «Тамбовская канарейка» и т. п.
Наигрыш «Матаня» это также наигрыш индивидуально-мотивной музыкальной структуры и это такие инструментальные аккомпанементы, чья интонационная индивидуальность с первых звуков обеспечивает им однозначную узнаваемость и безошибочную идентификацию в любой исполнительской трактовке. Композиция «Матаня» имеет своё игровое начало, реализуемое в процессе коммуникативного взаимодействия исполнителей. «Матаня» предполагает музицирование под пляску с исполнением частушечных куплетов. «Матаня» мелодически сориентирована на короткую мотив-формулу.
Мотив-формула открыто цитируется у наигрыша «Матани» и имеет функцию рефрена , которые могут исполнятся как чётко, чеканно, в стили пляски, так и лирично, напевно. Композиция мотив-формула, наиболее рельефно выражена в эпизодах рефренах и приобретает дополнительные характеристики ритмического свойства: каждая нисходящая попевка заканчивается акцентированной синкопой. Эпизоды-рефрены чередуются с эпизодами вариативного характера, занимающими в общем объёме звучания наигрыша наиболее значительное место. Вариативно — импровизационные эпизоды в своём развитии свободно удаляются от интонационной канвы мотива-формулы во всех эпизодах остаётся неизменной.
В среде гармонистов употребляются термины: «верхняя Матаня» и «нижняя Матаня». Понятие играть «вверху» или «внизу» в трактовке гармонистов означает положение правой руки на грифе во время его исполнения. В результате «верхняя Матаня» играется в нижнем регистре, «нижняя Матаня», соответственно, наоборот. «Верхняя Матаня» считается приоритетной, как имеющая больший спектр технических возможностей, впрочем, в процессе звукотворчества гармонисты легко модулируют из одного положения в другое.
В момент инструментального отыгрыша между куплетами производят тональные модуляции, чем особо подогревают эмоциональный накал композиции. Большинство народных инструменталистов осуществляют переход к одной тональности без мелодической подготовки, методом внезапности. Появление новой тональности утверждается в звучании эпизода — рефрена, исполняемого динамически ярко, в плотной фактуре, с четкими, чеканными акцентами.
Энергетика наигрыша предполагает ускорение темпа по ходу развития композиции. Некоторые гармонисты заведомо начинают игру в темпе значительно медленнее традиционного, то есть как бы «с выходом», очевидно, для усиления эффекта дальнейшего эмоционального подъёма. Иногда в процессе игры, увлеченные исполнительским азартом, гармонисты начинают разгонять темп до чрезмерно скорого, что грозит разрушением всей композиции. Традиционное ускорение темпа по ходу развития композиции продиктовано свойственным русской пляске стремительным характером.
Матаня — русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш « Матани ». Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент . Встречается и в других регионах, например, в Мурманске.