Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Мандельштам Осип Эмильевич

Мандельштам Осип Эмильевич [3(15).

  1. 1891 ≈ 27.1

  2. 1938], русский советский поэт. Родился в Варшаве в семье купца. Учился на романо-германском отделении Петербургского университета. Начал печататься в 1910. Первая книга стихов ≈ «Камень» (1913; 2-е, дополненное издание, 1916), вторая ≈ «Tristia» (1922). В ранних его стихах ощутимо влияние поэзии символистов. С 1912 М. ≈ один из создателей акмеизма . Окружающему «хаосу» противостоит у него мир культурно-исторических явлений, образов литературы и искусства (особенно архитектуры), которые выражают идею духовной формирующей деятельности, бросающей вызов «стихиям». Слово для поэта является совокупностью накопленных и освященных культурной традицией смыслов (см. статьи М. «Слово и культура» и «О природе слова» в его сборнике «О поэзии», 1928). Личная, лирическая тема М. проявляется не прямо (реальная, предметная связь слов часто нарушена), а сквозь призму сложных словесных ассоциаций. Стихи М. пророчат катастрофу, гибель старой («христианско-эллинской», по его определению) культуры и её «последних» носителей.

    В послереволюционных стихах М. наряду с принятием революции в общедемократическом духе («1 января 1924») всё громче звучит личная тема «отщепенства», «больного сына века» и т. п., что приводит к постепенной социальной и литературной изоляции поэта. Попытки сближения с «веком» в стихах 30-х годов порождают новые для М. темы («Чернозём», «Стихи о неизвестном солдате»), однако поэтический язык М. делается всё более иррациональным, обнаруживаются признаки распада чёткой стиховой структуры. В прозе им написана книга автобиографических рассказов «Шум времени» (1925); повесть «Египетская марка» (1928) ≈ о духовном кризисе интеллигента, жившего до революции на «культурную ренту»; литературно-критическое эссе «Разговор о Данте» (1933).

    Соч.: Стихотворения, М. ≈ Л., 1928; Путешествие в Армению, «Звезда», 1933, ╧ 5; [Неизданные стихотворения]: «Москва», 1964, ╧ 8; «Простор», 1965, ╧ 4; «Подъем», 1966, ╧ 1; Разговор о Данте, М., 1967; Записные книжки, «Вопросы литературы», 1968, ╧ 4; Стихотворения. [Вступительная статья Л. Л. Дымшица, составление и подготовка текста Н. И. Харджиева], Л., 197

  3. Лит.: Блок А., Собрание сочинений, т. 7, М. ≈ Л., 1963, с. 371; Тынянов Ю., Промежуток, в его книге: Архаисты и новаторы, Л., 1929; с. 568≈73; Берковский Н., О прозе Мандельштама, в его книге: Текущая литература, М., 1930; Дымшиц А., «Я в мир вхожу...» (Заметки о творчестве О. Мандельштама), «Вопросы литературы», 1972, ╧ 3; Гинзбург Л. Я., Поэтика Осипа Мандельштама, «Известия АН СССР. Серия литературы и языка», 1972, т. XXXI, в.

  4. Ал. Морозов.