Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Майя (санскр. - иллюзия)

Майя (санскр. ≈ видимость, иллюзия), одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и средневековой индийской религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магическую способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологического представления развились три концепции М., отразившие три стороны её исходного значения. Во-первых, «энергетическая» концепция: М. как божественная творческая сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом («шакти»), служащая необходимым дополнением образа любого индийского божества ≈ способом его раскрытия в универсуме. Во-вторых, «материальная» концепция: М. представляется «тканью» любой действительности и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и таким образом приравнивается к понятию «сотворённая вселенная», противополагаясь несотворённому духовному началу. В-третьих, «психологическая» концепция: М. выступает синонимом игры психических сил («хрида», или «лила»), иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность бытия и действительный смысл обыденного существования.

В философском толковании адвайта-веданты (учение «майя-вада») М. предстаёт как способность, промежуточная между абсолютной реальностью ( брахманом ) и абсолютной нереальностью («круглый квадрат»). Она не сотворена и не уничтожима. Противопоставление брахмана как абсолютной реальности и М. как мира явлений позволило основателю адвайта-веданты Шанкаре создать законченную систему метафизики, в которой онтологические, гносеологические и психологические антиномии и парадоксы решаются за счёт введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру М.

В отдельных религиозных культах (прежде всего в шиваизме ) М. выступает в антропоморфном виде ≈ как супруга Шивы.

Лит.: Shastrî P. D., The doctrine of Mâyâ in Vedanta. L., 1911; Deutsch E., Advaita-Vedanta, Honolulu, 1969; Saccidanandamurti K., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair, 1959.

А. М. Пятигорский.