люстр в словаре кроссвордиста
люстр
- Тончайшая прозрачная пленка, наносимая на глазурь для придания ей радужного отблеска
- Покрытие керамики
- "металлическое" покрытие керамики
- "перламутровое" покрытие керамики
- Металлический отблеск на керамике
- Римский обряд очистки
- Керамическое покрытие
- Римский обряд очищения
- «металлическое» покрытие керамики
- Римский очистительный обряд, совершавшийся цензором по окончании переписи, а также — 5-летний срок между переписями
- Римский очистительный обряд, совершавшийся цензором по окончании переписи, а также - 5-летний срок между переписями
- Пигмент, наносимый на керамические изделия
- Пигмент, наносимый на керамические изделия поверх обожженной глазури, дающий в результате восстановительного муфельного обжига металлический или перламутровый отблеск
- Пигмент, придающий металлический или перламутровый отблеск
- Вид керамики, пигмент, придающий металлический или перламутровый отблеск
- Вид керамики, пигмент, придающий перламутровый отблеск
- Пигмент, наносимый на керамические изделия поверх обоженной глазури
- Пятилетие
- Пигмент на глазури
- Перламутр керамики
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЛЮСТР (от франц. lustre - блеск) пигмент, наносимый на керамические изделия поверх обожженной глазури, дающий в результате восстановительного муфельного обжига металлический или перламутровый отблеск.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. lustre ≈ глянец, блеск, от латинского lustro ≈ освещаю), пигмент для росписи керамических изделий поверх обожжённой глазури, который в результате восстановительного муфельного обжига проявляется на поверхности предмета в виде металлического или перламутрового отблеска и усиливает живописный эффект декора благодаря богатой цветовой гамме золотистых, коричневато-оливковых, медно-красных, фиолетовых и других тонов.
Художественная керамика с росписью Л. появляется в конце 8≈9 веков в Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Ираке (Самарра) и Иране (Сузы). Высокого расцвета достигают в 10≈12 веках египетская, а в 11≈14 веках иранская Л. (облицовочные плитки, посуда с орнаментными росписями, включающими изображения людей и животных), оказавшие влияние на развитие испано-мавританских Л. 13≈15 веков и итальянской майолики 15≈16 веков, покрытой Л. Л. широко применяется в современной и зарубежной художественной керамике.
Википедия
Люстр, люстрации (от — очищения посредством жертвоприношений, pl. ) — римский очистительный обряд, совершавшийся цензором по окончании переписи, а также — 5-летний срок между переписями.
Первоначально люстрацией называлась очистительная жертва богам, из свиньи, овцы и быка (suovetaurilia) которую приносил царь, затем цензор на Марсовом поле по окончании переписи. По преданию, впервые её совершил царь Сервий Туллий по окончании первой переписи населения в 566 г. до н. э. После свержения царей переписи производили консулы, в 443 г. до н. э. стали назначаться цензоры. В некоторых случаях перепись происходила без люстраций, но в таком случае это считали причиной бедствий, обрушивавшихся на Рим впоследствии (так произошло с переписями 459 и 214 гг. до н. э.)
Поначалу люстр имел и календарное значение, поскольку при 304-дневном раннем римском годе, шесть римских лет примерно совпадали с пятью солнечными. Для того, чтобы убрать накопившуюся ошибку, каждый 11-й люстр вставляли 13-й месяц мерцедоний из 24 дней.
Последней торжественно проведенный люстр в Риме был совершен императором Веспасианом в 74 г. н. э.
Примеры употребления слова люстр в литературе.
Она появилась на пассажирской палубе не скоро, - ей пришлось поплутать в коридорах, торкаясь в одинаковые двери кают, и она немного растерялась от роскоши сверкающих полировок, медных поручней, люстр и стекол.
Она рассказала мне, как была изумлена, когда Риго привел ее в эту квартиру - временно, несколько недель, он был там один, - и какой надежностью повеяло на нее при виде старинной мебели, ковров, делавших шаги бесшумными, картин, люстр, деревянных панелей на стенах, шелковых занавесей и зимнего сада.
Под потолком пылали десятки люстр, лучи дробились в подвесках, выточенных из хрусталя, в огромных, во всю высоту зала, венецианских зеркалах в серебряных рамах, в драгоценностях женщин и орденах, украшавших мундиры и строгие смокинги мужчин.
Источник: библиотека Максима Мошкова