Энциклопедический словарь, 1998 г.
вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Инсценировка отдельных эпизодов Евангелий, позднее Ветхого Завета и др.
Большая Советская Энциклопедия
вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления (9≈13 вв.). Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы ( литургии ); представляла собой инсценировку отдельных эпизодов Евангелия. Постепенно в Л. д. проникали реалистические, бытовые элементы, усиливалась зрелищная сторона представления, расширялся круг сюжетов ≈ включались сцены из Ветхого завета, сказаний о святых и мучениках. С 1210 Л. д. разыгрывалась на паперти перед храмом; помимо духовенства, в ней участвовали миряне, а также ваганты и жонглёры , которым поручались роли торговцев, палачей, чертей и др. Наиболее значительное произведение ≈ «Действо об Адаме» (середина 12 в.).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956.
Википедия
Литургическая драма — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов. В большинстве случаев сохранились только тексты, редко — тексты и музыка.
Термин литургическая драма появился в XIX веке и не совсем точно отражает суть явления, поэтому ряд исследователей предпочитают термин церковная драма .
Возникла из тропов — вставок и дополнений в каноническую латинскую монодию . Тропы с элементами театрализации, из которых предположительно выросла литургическая драма, строились по принципу вопрос — ответ и сопровождались символической жестикуляцией целебрантов.
Первое документальное свидетельство описывает мистериальную церемонию Visitatio sepulchri , происходившую в сер. X в. в аббатстве Флёри-сюр-Луар, но, предположительно, имевшую более раннее происхождение.
Среди наиболее значительных литургических драм выделяются «Жених» (, между 1125 и 1150 гг.), «Игра об Антихристе» из Тегернзее (ок. 1160), « Игра об Адаме » (, , ок. 1150), «Действо о добродетелях» Хильдегарды Бингенской (1-я ненотированная ред. ок. 1151, 2-я нотированная ред. — ок.1179) и «Действо о Данииле» (, ок. 1200).
Указом папы Иннокентия III (1210 г.) представления литургической драмы в храме были запрещены. Они стали проводиться на улице горожане.
Литургическая драма получила своё развитие в мираклях и мистериях .