Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

литография в словаре кроссвордиста

литография

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

литография

ж. греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание.

Заведение, где печатают с камней, камнепечатня.

Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить с него на бумагу, печатать с камня. -рованье ср. длит. -ровка ж. об. действ. по глаг. Литограф м. кто литографирует. Латохромия, литография в красках, искусство печатать с камня разноцветно. Литохромический, к искусству литохромии относящ. Литохром м. кто литохромирует, тискает с камня красками. Липотомия ж. операция для выемки камня из мочевого пузыря, камнесечение. Литотомический, к операции этой относящ. Литотом м. особого устройства нож для камне сечения. Литотрипсия, литотрития ж. камнедробление, раздробление камня в мочевом пузыре, без разреза. Литотрапсический, к операции этой относящ. Литофит м. коралл, животное с каменистым остовом.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

литография

литографии, ж. (от греч. lithos - камень и grapho - пишу).

  1. только ед. Печатание с камня (а не с набора).

  2. Мастерская для печатания с камня.

  3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

литография

-и, ж.

  1. Печатание с поверхности камня, на к-рой сделан рисунок.

  2. Предприятие, где печатают таким способом.

  3. Рисунок, напечатанный таким способом.

    прил. литографский, -ая, -ое и литографический, -ая, -ое- Литографский камень. Литографический портрет.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

литография

ж.

  1. Один из старых способов печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.

  2. Изображение, напечатанное таким способом.

  3. Предприятие, цех, где печатают таким способом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

литография

ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и... графия) способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. Допускающая широкое тиражирование, литография в 19 в. получила распространение в станковой и социальнокритической журнальной графике. В 20 в. литография вытесняется из полиграфии офсетом, но сохраняет значение для выполнения художественных эстампов.

Большая Советская Энциклопедия

Литография

(от лито... и ...графия ), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л. явилась прообразом плоской печати . Печатной формой в Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге ≈ корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.

Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером ; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков ≈ на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: автолитография , хромолитография , фотолитография , олеография , литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью . Потеряв своё промышленное значение, Л. остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Д. П. Татиев.

Специфический язык художественной Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма . К Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. ≈ представителей костумбризма . В России в 1-й половине 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев ≈ А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820≈30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

С 1840-х гг. в искусстве Л. заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера импрессионизма ≈ О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. заметный след в Л. оставляют символизм и стиль «модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19≈20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

После 1-й мировой войны 1914≈18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты ≈ М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций ≈ от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Л. обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О"Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка ≈ Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einführung, Dresd., [1955].

Е. С. Левитин.

Википедия

Литография

Литогра́фия , которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид эстампа , основанный на технике плоской печати ;
  • способ плоской печати ;
  • разновидность типографии, основанную на этом способе печати;
  • произведение искусства , выполненное техникой плоской печати .
Литография (значения)

Литогра́фия :

В полиграфии

  • Литография — вид эстампа; способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. См. также Литографский камень и Литографский карандаш .
  • Хромолитография — цветная литография, для создания которой используются несколько печатных форм.

В микроэлектронике

  • Литография ( планарная технология ) — совокупность технологических операций, используемых при изготовлении полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и сверхпроводниковых наноструктур. Для формирования и травления рельефного рисунка на поверхности подложки используются:
    • Голографическая интерференционная литография
    • Ионно-лучевая литография
    • Нанопечатная литография
    • Рентгеновская литография
    • Ультрафиолетовая литография
    • Фотолитография
    • Электронная литография

Примеры употребления слова литография в литературе.

Собственно, только после 1816 года французские романтики Жерико, Делакруа, а позднее Домье и Гаварни открыли в литографии средство художественного выражения.

Иона Александрович дорожил этой литографией больше, чем любой из своих картин, а у него были этюды Коровина, Левитана, рисунки Григорьева, полотна Осмеркина, Фешина, Фалька и большая картина, изображавшая монастырский двор в день церковного праздника, которая приписывалась Мясоедову.

Одно небольшое исследование посвящено влиянию профессий на форму руки, в ней даны литографии рук кровельщика, моряка, пробочника, композитора, ткача и шлифовальщика алмазов.

Как ни странно, центром этой сцены было не видение, не дух давно уже умершего в молодости от чахотки наследника престола Георгия, которого Андрей знал по литографиям, а Мария Федоровна, его мать.

Сопровождая объяснения эзотерической жестикуляцией, он листал перед нами старые литографии сумеречных ландшафтов, ночные заросли, аллеи зимних парков, чернеющие на белых лунных дорогах.

Комната, где лежал Чубук, была пропитана запахами лекарств и карболки, на стенах висели дешевые литографии и гобелены.

Эта персональная острота, индивидуальный комизм карикатуры блестяще выявлены в литографиях Оноре Домье, самого выдающегося карикатуриста европейского искусства.

Меховая торговля ни шатко ни валко, а книжная лавка и литография лубочного товара - это меня выручает.

Выразительнее всего изображена местечковая жизнь - сюрреалистическая смесь фактов и фантазий - на картинах и литографиях Марка Шагала, на которых библейские символы соседствуют с бородатым возчиком, размахивающим кнутом, и с задумчивым раввином в кафтане и ермолке.

Небольшой письменный стол в углу, два большие шкапа с книгами, хорошая литография мурильевской мадонны, несколько портретов любимых писателей, иностранных и русских, цветы на окнах с белоснежными занавесками, маленькая оттоманка, два кресла, этажерка с букетиком искусственных парижских цветов - все это имело уютный вид гнездышка, свитого женской умелой рукой, и в то же время свидетельствовало о серьезных занятиях хозяйки.

Здесь, в этом большом, несколько мрачном кабинете, главное убранство которого составляли большие шкафы, полные книг, и редкие старинные литографии на стенах, сидел ученый, весь отдавшийся любимому им труду и настолько погруженный в работу, что и не слыхал, как в девять часов в кабинет вошел, тихо ступая по ковру, старый слуга и, положивши на край стола пачку газет, так же бесшумно вышел.

Пристально посмотрев на Шлезингера, Цирцея повернулась спиной ко всем и стала поправлять литографии девочек на качелях.

Источник: библиотека Максима Мошкова