лауда в словаре кроссвордиста
лауда
- Итальянская песня, лирический гимн (13-16 вв.)
- Австрийский автогонщик, чемпион мира в "Формуле 1" (1975, 1977, 1984)
- Ники (родился в 1949) австр. гонщик, чемп. "Формула-1"
- Один из видов религиозного театра в Италии в XIII—XIV вв., одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения о страстях господних, распевавшиеся монахами-сектантами (т. н. флагелланты)
- Звезда австрийского автоспорта
- Персонаж Даниэля Брюля в фильме «Гонка»
- Текстомузыкальная форма в средневековой и ренессансной Европе
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЛАУДА (Lauda) Ники (р. 1949) австрийский спортсмен (автомобильный спорт). Трехкратный чемпион мира в гонках "Формула-1" (1975, 1977, 1984).
Википедия
Лауда
1) в поэзии и музыке — текстомузыкальная форма в средневековой и ренессансной Европе
2) Имя собственное. Известные носители:
- Лауда, Матиас
- Лауда, Ники
- Лауда, Ян
3) География.
- Лауда — город в Великой Греции
- Лауда-Кёнигсхофен — город в Германии
Ла́уда — жанр паралитургической музыки и поэзии в Италии XIII—XVI веков.
Первой лаудой на итальянском языке считается «Песнь о солнце» (ок.1225) Франциска Ассизского , написанная ритмической прозой и восхваляющая в качестве «братьев и сестёр» все явления мира, включая «сестру Смерть» .
Расцвет лауды связан с народным религиозным движением, зародившимся в Умбрии в середине XIII века и охватившим многие области Италии; братства мирян, охваченные настроением покаяния, экстатической любви к Христу и Богоматери, отвращения к мирским благам, распевали лауды на своих собраниях. С музыкальной точки зрения лауды XIII — начала XIV веков представляли собой одноголосные, преимущественно силлабические , реже развитые мелизматические мелодии.
Из этого времени до нас дошли около 200 сборников лауд, так называемые лаударии (итал. laudario), из них только 2 с музыкой: Кортонский лаударий (конец XIII века; 65 лауд, из них 46 с музыкой) и Флорентийский лаударий (известный также как «Laudario Magliabechiano») начала XIV века (в этом кодексе 97 лауд, из них 88 с музыкой).
Нередко лауды выполнялись как контрафактуры светских тексто-музыкальных форм (чаще всего баллат ), при этом традиционные куртуазные мотивы и сюжеты заменялись на религиозные; например, вместо возлюбленной госпожи трубадуров — «госпожа Бедность»; баллата Франческо Ландини «Блондинка-зеленщица» была перетекстована в лауду «Об Иисусе Христе». Со второй половины XIV века получили распространение многоголосные лауды. Известна драматическая разновидность лауды с диалогами между аллегорическими персонажами: Грешником и Мадонной, Христом и Душой, Душой и Любовью.
Имена составителей лауд по большей части неизвестны. Выдающиеся образцы средневековой лауды создал Якопоне да Тоди , их основные мотивы: страстное желание умереть вместе с Христом, жизнь Иисуса как зеркало души, плач Мадонны над Сыном; душа как невеста Христа, найденная для него ангелами; полное растворение души в Боге. В XV—XVI веках словом лауда назывались композиционно незамысловатые разновидности фроттолы , баллаты и других песенных форм. Лауды сохраняли значение популярной религиозной музыки до конца XVI века. В Тоскане этому способствовали проповеди Дж. Савонаролы , который призывал к пению лауд не только в братствах мирян, но и в церкви. В Риме лауды (многоголосные, в простой гоморитмической фактуре) составляли важнейшую часть музыкального оформления молитвенных собраний в ораториях Филиппа Нери . Несомненна роль диалогической лауды как одного из жанровых источников оратории . Перепечатки сборников лауд известны вплоть до начала XIX века. В ХХ веке к лаудам Моденского лаудария, Якопоне да Тоди и др. в своих сочинениях неоднократно обращался композитор Луиджи Даллапиккола .
Примеры употребления слова лауда в литературе.
Поэтому вся Лауда на руках его носила, а застянки наперехват зазывали в гости.
Доктор Лауда постучал в каюту астрогатора, вошел и увидел, что тот разглядывает фотограмметрическую карту.
Я догадываюсь, что имеет в виду доктор Лауда, - заметил заместитель главного кибернетика Зорахан.
Гераклиуш владел Водоктами, Любичем и Митрунами, которые лежали неподалеку от Лауды и, словно морем, были окружены землями мелкопоместной шляхты.
Потому-то и было спокойно на берегах Лауды, хотя даже в тех краях, куда война еще не дошла, вспыхивали раздоры и смуты.
От отчаяния к надежде один шаг, вот и на берегах Лауды все вдруг повеселели.
Хорпах понимал, что горячность этих атак вызвана не столько гипотезой Лауды, сколько тем, что он не обсудил ее предварительно с коллегами, а пришел прямо к нему самому.
Родовое гнездо их, сохранившееся и поныне, называлось тоже Биллевичами, но, кроме него, они владели многими другими поместьями и под Россиенами, и дальше к Кракинову по Лауде, Шое, Невяжи, и даже за Поневежем.
Приехал и Касьян Бутрым, самый старый старик на Лауде, хорошо помнивший Батория, а с ним зять Пакоша, Юзва Бутрым.
Эти люди напомнили ему Лауду, Водокты и те короткие дни, что миновали, как сон.
Если же мы вслед за Лаудой примем, что она разумом не обладает, а в действительности она его имеет, - мы можем заплатить за такую ошибку страшной ценой.
Хорпах в одном углу зала разговаривал с Лаудой и врачами, отдельно сгруппировались кибернетики.
Лауду, малоречивые, с тяжелой рукой, они во время сеймиков, набегов и войн привыкли молча ломить стеною.
Источник: библиотека Максима Мошкова