Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.

лао-цзы

легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа.

  1. Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание Лаоцзы Хань Фэй-цзы" в "Исторических записках" (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня (ок. 14586 до н. э.), Лао-цзы служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который был на 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким "стражем заставы" Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма - книга "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма (Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы).

  2. Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной "Нефритовой девы" (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой "народной религии" Лао-цзы (Лаоцзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с "Нефритовым Императором" (Юйхуань шанди) и "Великим Первоначальным" (Тай ши), популярную фигуру так называемых "Трех Чистых" (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.

  3. Наконец, именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу "Дао дэ цзин". Пафос философствования в стиле Лаоцзы - в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии.

Мифологический словарь

лао-цзы

(кит.) — «старый ребенок» — основатель философского даосизма в Китае, считающийся автором «Даодэцзин». Согласно мифам он был зачат без отца от солнечной энергии в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-Мяо-Юйнюй. Л.-ц. пробыл в ее утробе 81 год и родился уже стариком, выйдя из ее левого подреберья. Он был рожден под сливовым деревом, через 9 дней после рождения имел рост 9 чи (около 3 м) и все внешние признаки святого. В даосизме считался главой всех бессмертных, рожденным небом и землей, и обладал магическими способностями, в том числе и способностью к смене облика. Прожив около 200 лет, Л.-ц. на черном быке отправился в Гималаи, где передал начальнику пограничной заставы книгу «Даодэцзин». В поздней мифологии Л.-ц. почитали как покровителя колдунов, кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, изготовителей пиал и палочек для еды. Его часто изображали в виде старца верхом на быке.

Большая Советская Энциклопедия

Лао-цзы

Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. в 6≈5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоусском дворе; большинство современных учёных считает, что Л.-ц. ≈ фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 ≈ начале 3 вв. до н. э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, ≈ дао , недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Дао в трактате метафорически уподоблено воде ≈ подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), которое расшифровывается как уступчивость, покорность, отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращенная к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путём возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали. Написанный в афористической форме крайне лаконичным языком, трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций. Он был каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.

Источн. в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с 114≈38.

Лит.: Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. ≈ Л., 1950; Waley A., The way and its power, L. ≈ N. Y., 1956; KaItenmark M., Lao Tseu et le Taoisme, P., 1965; Fung Yu-lan, Ahistory of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952.

Википедия

Лао-цзы

Лао-цзы (Старый Младенец , Мудрый Старец; , VI век до н. э. ) — древнекитайский философ VI – V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата « Дао Дэ Цзин ». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма . В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из .

Примеры употребления слова лао-цзы в литературе.

Здесь Лао-цзы описывает процесс медитации, когда посредством освобождения своего сознания от груза повседневных мыслей и забот, человек проникает восприятием за грань мира вещей, достигает .

По Лао-цзы, жить имеет смысл лишь тогда, когда цель, формирующая твои действия, находится за пределами повседневного мира.

Перевод иероглифа словом допустим лишь для отдельных мест трактата, поскольку это понятие означает у Лао-цзы не категорию морали.

В этом фрагменте Лао-цзы еще раз показывает, что то, что делает вещи в мире такими, какие они есть - это наше отношение к ним, то, как мы смотрим на них.

Источник: библиотека Максима Мошкова