Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

курды в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

курды

курдов, ед. курд, курда, м. Одна из иранских народностей, живущая в Курдистане, частью в пределах СССР (Азербайджане, Армении и Туркменистане).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

курды

-ов, ед. курд, -а, м. Народ, составляющий коренное население исторической области Курдистана и живущий компактными группами в Иране, Турции, Ираке, других странах Ближнего Востока, отчасти на азиатской территории бывшего СССР.

ж. курдянка, -и.

прил. курдский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

курды

мн.

  1. Народ иранской этноязыковой группы.

  2. Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

курды

КУРДЫ (самоназв. - курд, курмандж) народ в Турции (7,5 млн. человек), Иране (5,6 млн. человек), Ираке (главным образом Курдская а. о., 3,7 млн. человек), Сирии (св. 745 тыс. человек, 1992) и других странах. Общая численность 18 млн. человек (1992). Язык курдский. По религии в основном мусульмане-сунниты, есть приверженцы синкретических культов (езиды и др.).

Большая Советская Энциклопедия

Курды

(самоназвание ≈ курд, курмандж), один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и история изучены недостаточно. Живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии (на территории Курдистана ) и некоторых др. странах. Общая численность (на 197

  1. , по различным приблизительным оценкам, от 7,5 до 12 млн. человек Говорят на курдском языке . Верующие ≈ мусульмане-сунниты, меньше ≈ шииты, часть принадлежит к сектам езидов , али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14≈18 вв. на территории Курдистана союзы курдских племён и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий. Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918 ≈ Турции, Ирака, лишить К. всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. после 2-й мировой войны 1941≈45 (в Ираке, например, в 1970 было признано право К. на национальнуу автономию; см. Ирак , Исторический очерк). Для общественных отношений К. характерно разложение феодальных отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс (в нефтяной промышленности, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у отдельных групп К. ещё сохраняются пережитки родо-племенных отношений. Основное занятия К. ≈ земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое скотоводство. Развиты ремёсла. К. создали богатую и своеобразную культуру ≈ фольклор, литературу, искусство.

    В 19 в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1828 , и Берлинского конгресса 1878 , часть К. перешла в подданство России. В СССР К. живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, 1970, перепись). Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры; вместе с другими народами СССР К. активно участвуют в коммунистическом строительстве. Заняты главным образом в сельском хозяйстве, часть работает в промышленности, сложилась национальная интеллигенция. На языке К. издаётся различная литература, в Армении ≈ газета «Риа Таза» и ведутся радиопередачи. Имеются научные центры (Ленинград, Ереван и др.), изучающие историю и культуру К.

    Литература. История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (11≈18 вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.

    Один из наиболее ранних курдских поэтов ≈ Али Харири (около 11 в.), автор дивана лирических стихов, написаных живым, народным языком. Перу Али Термуки (Теремахи,10≈11 вв.) приписывают поэмы «Единственное слово», «Сыновья отчизны», «Поистине жизнь ≈ это сон» и «Рубиновое ожерелье». Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий (см. Суфизм ), сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В 15 в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма «Продавец корзин», припписываемая Мела Бате (1417≈94). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.). Цикл «Факне Тейра», включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте ≈ народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (16 в.) ≈ автор курдской национально самобытной версии поэмы «Юсуф и Зулейха». С именем поэта Ахмеди Хани (17 в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма «Мам и Зин», поэтический арабско-курдский словарь «Ноубар». Народная поэма «Крепость Дымдым» ≈ одно из произведений курдского фольклора на тему о народе ≈ борце за независимость.

    К началу 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курдского княжества Ардалан возникает другой литературный центр, объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из них: Шейх Ахмед Тахти (1640≈?), Мустафа Бесарани (1641≈170

  2. , Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преимущественно суфийский характер. В конце 18≈начале 19 вв. наблюдался упадок курдской литературы; она порвала с народными традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев. Литературный центр переместился в Северный Ирак, литературным языком стал южный диалект (сорани, мукри). В литературе этого периода сосуществовали направления религиозно-мистическое, лирическое и патриотическое; последнее получило развитие в современной демократической поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797≈1855), Курди (1809≈49), Селим (1800≈66) и Хаджи Кадыр Койи (1815≈92) ≈ участник и певец восстаний К., основоположник демократической курдской поэзии. В его стихах звучит призыв к национальному самосознанию, объединению К. и национально-освободительной борьбе. В начале 20-х гг. 20 в. формируется новейшая курдская литература, связанная с национально-освободительной борьбой К. Призыв к борьбе против национального угнетения звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897≈1935), Тахир-бека (1875≈1917), Ахмед-бека Хамди (1876≈1936), Зивера (1875≈1948), Пире Мерда (1867≈1950) и Фаика Бекаса (1905≈48).

    Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов ≈ борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (р. 190

  3. , Абдаллах Слеман Горан (1904≈62), Осман Сабри (р. 1906), Кадрыджан Хажар (р. 1920), Дылзар (р. 1928). В 40≈60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (р.1912), Мухаммеда Амина (р. 1921), Маруфа Барзынджи (р. 1921).

    Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917. Основной центр её ≈ Армянская ССР. В 1931 вышла на руский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова (р. 1897) «Курдский пастух» (в 1935 на курдский язык); он также автор романов «Рассвет» (1958), «Счастливая жизнь» (1959) и др.

    В 30-е гг. появились коллективные сборники «Первые произведения» (1932), «Курдские писатели» (193

  4. , «Третья книга» (193

  5. . В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей: сборник стихов Аминэ Авдала (1906≈64) «Весна», Вазирэ Надри (1911≈4

  6. «Нубар», Отарэ Шаро «Первое сияние» и др. В довоенные годы выступили со своими рассказами Аджиэ Джинди (р. 1908) и Джардоз Генджо (1904≈45). Произведения курдских писателей, опубликованные в годы Великой Отечественной войны 1941≈45, проникнуты советским патриотизмом, верой в победу над врагом: поэмы «Надо и Гулизар» Надри, «Бако» Авдала, «Тайяр» Качахэ Мурада (р. 1914) и др. В послевоенные годы советская курдская литература достигла серьёзных успехов в поэзии: сборники «Курдские поэмы» (1955), «Родной источник» (195

  7. , «Мои дни» (1960) Джасмэ Джалила (р. 190

  8. ; сборники «Стихи» (1957), «Два мира» (1963) Шаро; сборник «Стихи и поэмы» (1963) Авдала; сборники«Радуга» (1961),«Моя мечта» (1963) Усвэ Бако (р. 190

  9. и др. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература отражает нашу современную действительность, курдские советские писатели создают и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освободительной борьбе (поэма Бако «Сайд», 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.).

    Архитектура и декоративно-прикладное искусство. Летнее жилище К.-кочевников ≈ шатёр с основой из нескольких рядов жердей, покрытой шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Турции, Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием, имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев в поселениях равнинных районов, а также К., живущих в городах, ≈ глинобитные, каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от района), прямоугольные в плане, 1≈2-этажные, большей частью с плоской крышей. К жилому помещению в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др. хозяйств. помещения.

    Сохранились некоторые культовые памятники К.: храм (12 в.) в с. Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым колоннами на 2 нефа; квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных фигур лошадей, баранов, львов и др. животных. До настоящего времени дошли руины древних крепостей в районе Бане (Иран) ≈ Пируз, Шива.

    В Советском Союзе К. живут в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. п. Сооружаются жилые дома городского типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда из кирпича-сырца.

    У К. на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства ≈ ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина ≈ религиозная символа езидов, рогов ≈ символа скотоводства, паука ≈ символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.

    Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Вильчевский О., Курды. Введение с франц., М., 1964; Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966; Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891≈1917), М., 1972: Библиография по курдоведению (сост. Ж. Мусаэлян), М., 1963; Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, «Краткие сообщения Института этнографии АН СССР», [т.] XXXII, М.,1959 ≈ её же Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, «Советская этнография», 1970, ╧ 4; Лерх П. И., исследования об иранских курдах и их предках северных халдеях, кн. 1≈3, СПБ, 1856≈58; Вильчевский О., Библиографический обзор зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн.: Иранские языки, [т. 1], М. ≈ Л., 1945; Руденко М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских собраний, М., 1961; её же, Курдская литература XVII в., «Народы Азии и Африки», 1971, ╧ 3; Jaba A., Recueil des notices et récits kourdes, St.-Petersbourg, 1860; Minorsky V., Kurdes, в кн.: Encyclopédie de l▓lslam, t. 2, Р.,1927; Bois T., Coup d"oeil sur la litterature kurde,«Al-Machriq», 1955, mars ≈ avril; Hansen Н. Н., The Kurdish woman"s life, Kbh., 1961.

Википедия

Курды

Ку́рды ( Kurd) — этническая группа на Ближнем Востоке , живущая в основном в восточной части Турции ( Северный Курдистан ), западном Иране ( Восточный Курдистан ), северном Ираке ( Южный Курдистан ) и северной Сирии ( Западный Курдистан ). Многочисленные диалекты курдского языка относятся к северо-западной подгруппе иранских языков . Большинство курдов исповедует ислам , меньшинство — езидизм , христианство и иудаизм .

Курды (Лебединский район)

Курдысело , Каменский сельский совет , Лебединский район , Сумская область , Украина .

Население по данным 1984 года составляло 10 человек.

Село ликвидировано в 1988 году .

Курды (значения)

Курды:

  • Курды — ираноязычный народ, расселённый в регионе, называемом Курдистаном.
  • Курды — село, Каменский сельский совет, Лебединский район, Сумская область, Украина.

Примеры употребления слова курды в литературе.

Все обратились лицом на юг, к западной части Саудовской Аравии, где расположен святой город Мекка, Упираясь лбами в землю, курды принялись молиться.

Пока же борьба должна продемонстрировать туркам, что курды намерены жить свободными независимо от того, будет у них родина или нет.

Со стороны матери в крови Седена имелась курдская кровь, и генерал опасался, что курды пожертвовали собой, лишь бы протолкнуть Седена в контрразведку.

Будут ли сирийские курды действовать в одиночку или в союзе с другими курдскими националистами?

Как только положение одной из воюющих стран станет действительно невыносимым, курды переберутся в другую.

В случае войны курды неизбежно станут одной из участвующих сторон, точно так же как и в случае мира они должны сесть за стол переговоров.

Предположим, - сказал Линкольн, - курды получат желаемое: собственное государство, расположенное на территории Турции, Сирии и Ирака.

Сценарий провокации: сирийские и турецкие курды проводят совместную операцию на территории Турции.

Похоже, курды решили устроить в Анкаре, Стамбуле и Дамаске настоящую бойню.

Между тем, ведя боевые действия против Анкары и Багдада, сирийские курды невольно усиливали позиции Дамаска.

К тому времени, когда в Дамаске осознали, что рано или поздно возникнут проблемы и для Сирии, курды успели прочно укрепиться в долине Бекаа.

Да, курды угнетены, но разве им будет лучше, если к власти придут такие оголтелые фанатики?

Тот мечтал создать в регионе новое государство, где курды и другие угнетенные народы зажили бы свободно и счастливо.

Он бежал как мог быстро, вилял среди валунов и зарослей кустарника, но курды не отставали.

Интересно, подумал фалах, уж не здесь ли планируют курды основать столицу нового государства?

Источник: библиотека Максима Мошкова