Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Кузнецов Павел Варфоломеевич [5(17).1

  1. 1878, Саратов, ≈ 21.

  2. 1968, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897≈1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из организаторов выставки «Голубая роза» (1907). Член объединений ≈ «Мир искусства» , «Четыре искусства» . В 1917≈37, 1945≈48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и др. институтах. Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова , обращаясь к мотивам сна, видения, К. стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную и живописную аналогию литературному и музыкальному символизму («Голубой фонтан», темпера, 1905, Третьяковская галерея). Надеясь открыть в первобытнокочевой жизни извечную цельность бытия, гармонию между человеком и природой, в конце 1900-х ≈ начале 1910-х гг. совершил ряд поездок в Заволжье и Среднюю Азию, после чего создал «степную», или «киргизскую», серию картин («Мираж в степи», «Вечер в степи»; обе ≈ темпера, 1912, Третьяковская галерея), проникнутых созерцательным покоем, ясно-просветлённых, в которых декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков. В 1920≈30-е гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, К. использовал в своих станковых произведениях технику настенных росписей («Отдых пастухов», 1927, Русский музей, Ленинград; «Мать», 1930, Третьяковская галерея; оба ≈ а секко). В работах этих лет, часто посвященных преображенной жизни Советского Востока, К., сохраняя поэтический строй образов, придаёт композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, сообщает человеческим фигурам большую жизненную непосредственность («Сортировка хлопка», 1931, Третьяковская галерея). К. выполнил большое число пейзажей (Крыма, Армении, Подмосковья и Рижского взморья), натюрмортов и портретов. Работал в области монументальной, театрально-декорационной живописи, а также графики (серии автолитографий ≈ «Горная Бухара», «Туркестан»; обе ≈ 1923).

    Лит.: Ромм А. Г., П. В. Кузнецов, М., 1960; [Алпатов М. В.], П. В. Кузнецов, М., [1972].

    Д. В. Сарабьянов.