кубизм в словаре кроссвордиста
кубизм
- Прямоугольная живопись
- Течение в изобразительном искусстве
- Живопись с геометрическим уклоном
- Живопись геометрического направления
- Направление в изобразительном искусстве
- "геометрическое" направл. в живописи
- Тяготеющая к геометрии живопись
- Живопись, больше похож. на черчение
- «геометрическое» направление в живописи
- «геометрическое» течение в живописи
- «геометрическое» направл. в живописи
- Напрваление в живописи
- Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в., выдвигавшая формальный принцип конструирования объемной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры
- Стиль Пикассо в 1908-1909 гг
- Направление изобразительного искусства начала XX века
- Модернистское течение в изобразительном искусстве начала ХХ века
- Прямоугольное рисование
- Направление в живописи
- В изобразительном искусстве начала XX в.: формалистическое направление, последователи которого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней)
- Направление в изобразительном искусстве начала хх века, основанное Жоржем Браком
- Формалистическое направление в изобразительном искусстве начала XX века, последователи которого представляли предметный мир в простых геометрических формах
- Художественный модернизм начала XX века, спрямлявший женские округлости
- Авангардистское направление
- "геометрическое" направление в живописи
- Угловатое направление в живописи
- "геометрическое" течение в живописи
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
кубизма, мн. нет, м. (от куб 1) (искус.). Направление в живописи (частично и в др. искусствах) в начале 20 века, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры, без соблюдения внешнего сходства с объектами изображения.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. В изобразительном искус- стве начала 20 в.: формалистическое направление, последователи к-рого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней).
прил. кубистический, -ая, -ое и кубистский, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в., выдвигавшая формальный принцип конструирования объемной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube - куб) авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. cubisme, от cube ≈ куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово «кубисты» было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин «К.» вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину «Авиньонские девушки» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которой фигуры справа, деформированные, огрубленные, изображены без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак , испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке «Сексьон д"ор» («Золотое сечение»), входили эпигоны и популяризаторы К. ≈ А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К., ≈ Ф. Леже, «орфисты» Р. Делоне и Ф. Купка, будущие «дадаисты» Ф. Пикабия и М. Дюшан.
В целом К., родившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, буржуазно-индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, «сезанновский» период кубизма (1907≈1909); мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отдельные грани, и подчёркивает, и дробит объём (П. Пикассо ≈ «Фермерша», 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак ≈ «Эстак», 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, «аналитической» стадии кубизма (1910≈12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо ≈ портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак ≈ «В честь И. С. Баха», 1912, частное собрание, Париж). В последней, «синтетической» стадии (1912≈ 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо ≈ «Харчевня», 1913≈14, Эрмитаж; Ж. Брак ≈ «Женщина с гитарой», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам ( коллажам ), присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства «компенсируется» построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется кубистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности («контррельефы» А. П. Архипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризованные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица). Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итальянских футуристов (см. Футуризм ; Дж. Северини, К. Карра), русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников «Баухауза» (Л. Фейнингер, О. Шлеммер) и др. Во многих случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству , непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через увлечение К., преодолев его влияние, прошли и некоторые крупные реалисты 20 в. ≈ Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р. Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать «кубистическую поэзию», передать динамическое ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов.
Уже в годы возникновения К. появились его теоретические «обоснования» субъективно-идеалистического порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений ≈ Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисленных реакционных концепций, оправдывающих упадочные явления буржуазного искусства. Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-техническими открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна современным физическим представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в которой возникал К., но не объясняют характера его живописных концепций. К. не чужды образно-эмоциональные задачи (особенно произведения П. Пикассо, поднимающимся до драматической цельности и широты). К. не «освобождается» от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в искусстве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам искусства, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете ≈ холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные устремления К., искания в области пространства и объёма, родственные ряду течений в современной архитектуре и дизайне («Баухауз»; группа «Стиль» в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы «чистой живописи», изобразительного экспериментирования в станковых формах. Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К. оказался в порочном кругу противоречий и вскоре пришёл к кризису. О К. отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. К. быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре.
Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская живопись, «Современник», 1913, ╧6; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., [б. г.], с. 170≈80; Яворская Н., Кубизм и футуризм, в кн.: Модернизм..., М., 1969; Sérullaz М., Le cubisme. P., 1963; Fry Е., Der Kubismus, Köln, [1966].
А. М. Комаров.
Википедия
Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи , зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Примеры употребления слова кубизм в литературе.
Однако меня очень заинтересовал немецкий экспрессионизм, и я до сих пор ставлю его выше других современных ему течений, вроде имажизма, кубизма, футуризма, сюрреализма и так далее.
Основная задача, которую ставили перед собой художники объединения, -- соединить советскую тематику с живописными принципами постимпрессионизма и кубизма.
Я-то сам в данном случае не возражал бы против какой-то формы кубизма, но вся моя интуиция подсказывает мне, что с этим надо бороться всеми своими мелкобуржуазными силенками.
Германия, давшая миру Дюрера и Кранаха, не смогла выдвинуть ни одного выдающегося мастера в области современного изобразительного искусства, хотя немецкий экспрессионизм в живописи и мюнхенская градостроительная школа в архитектуре представляли собой интересные и оригинальные направления, а немецкие художники отразили в своем творчестве все эволюции и взлеты, которые были характерны для импрессионизма, кубизма и дадаизма.
Ему симпатичен и художник Гомбо, прошедший увлечение кубизмом и вернувшийся к реалистической манере письма.
Тем не менее изображенное на нем ничуть ни отвечало современности ни по духу, ни по замыслу, поскольку, при всей причудливости и разнообразии кубизма и футуризма, они редко воспроизводят ту загадочную регулярность, которая таится в доисторических письменах.
Здесь сосуществуют готика, ренессанс, барокко, арт-нуво, кубизм, безликое безобразие советских лет.
Ему симпатичен и художник Гомбо, прошедший увлечение кубизмом и вернувшийся к реалистической манере письма.
Источник: библиотека Максима Мошкова