космополитизм в словаре кроссвордиста
космополитизм
- Идеология, ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации
- Теория, проповедующая отказ от национального суверенитета
- Идеология, отрицающая национальный и государственный суверенитет
- Мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации
- Идеология, заключающаяся в отказе от национальной самобытности, национальных традиций и культуры, в пренебрежении собственными национальными интересами и выдвигающая идеи единого мирового государства и гражданства
- (греч.) учение, рассматр. людей как граждан всей Вселенной
- Философия, основанная на том, что человеку принадлежит весь мир
- Идеология мирового гражданства
- Идеология мирового гражданства: отказ от национальной самобытности во имя идеи единого человеческого рода, единого мирового государства
- Теоpия, пpоповедующая отказ от национального сувеpенитета
- Идеология, провозглашающая идею мирового гражданства и главенство общечеловеческих интересов над интересами отдельных наций и народов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
космополитизма, мн. нет, м. (книжн.). Взгляды, убеждения космополита.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Идеология так наз. "мирового гражданства" ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации.
прил. космополитический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Идеология, заключающаяся в отказе от национальной самобытности, национальных традиций и культуры, в пренебрежении собственными национальными интересами и выдвигающая идеи единого мирового государства и гражданства.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites - космополит, гражданин мира) идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. kosmopolítes ≈ космополит, гражданин мира), идеология т. н. «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.
Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. К. киренаиков выражен в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).
В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков. В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями. Буржуазный К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Буржуазный К. не исключает национализма угнетающих наций, а возникает на его почве.
Космополитические идеи получили распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с тенденцией к образованию национальных государств. К. представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазной политической науки (проповедь мировой политической интеграции, наднациональных и межгосударственных монополистических организаций); экономической теории (реакционно-утопические проекты создания планируемой мировой капиталистической экономики); права (теории международной правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о превращении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.
Пролетарский интернационализм противоположен буржуазному К. Космополитизм призывает к слиянию наций путём насильственной ассимиляции. Марксисты же рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций .
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т.4; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30; Модржинская Е. Д., Космополитизм ≈ империалистическая идеология порабощения наций, М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии или реальность?, М., 1969; Социологические проблемы международных отношений, М., 1970.
Е. Д. Модржинская.
Википедия
Космополити́зм (от (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж. Р. Солу космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.
Космополити́зм (от — «космополит, гражданин мира» ← — «мир» + — «гражданин») — многозначный термин.
- Космополитизм в философии и политике — идеология мирового гражданства и мирового государства, утверждающая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации через пропаганду безразличия к национальной культуре и отказа от суверенитета в пользу наднациональных институтов.
- Космополитизм в экологии — широкое распространение представителей вида или более крупного таксона по территории Земли.
Космополити́зм (от — «космополит, гражданин мира» ← — «мир» + — «гражданин») — широкое распространение представителей вида или более крупного таксона , область обитания которых охватывает огромные территории Земли . Космополитизм противопоставляется эндемизму . Виды или группы более высокого ранга с космополитичным распространением называются космополитами.
Видов космополитов относительно немного, в основном это обитатели биотопов , сходных в различных природных зонах, например болот , эфемерных водоёмов , океанической пелагиали . В частности, космополитично морское хищное млекопитающее — . К космополитичным видам относятся двустворчатый моллюск , ромбовый скат , перелётная птица , хищные птицы и . Типичными космополитами являются простейшие .
Некоторые космополиты-растения, например и , расселились благодаря человеку, другие изначально имели всесветное распространение, например и некоторые виды злаков.
Существенная часть космополитов — это синантропные виды, широко расселившиеся благодаря людям и переживающие неблагоприятные условия среды в жилищах или хозяйственных постройках человека. Примером таких синантропных космополитов могут служить многие насекомые , например ряд представителей дрозофил ( Drosophila melanogaster , Drosophila mercatorum ), или , из млекопитающих — .
Что касается групп более высокого ранга, чем вид, то космополитизм характерен для семейств растений и , среди животных космополитичны семейство млекопитающих и семейство птиц .
Примеры употребления слова космополитизм в литературе.
Взамен всего этого еврейский большевик предлагает бодрое строительство коммунистического общества по директивам ЦК КПСС, симпатизируя на самом деле космополитизму и американизации духа.
Достаточно приведенных примеров, чтобы подвести итоги всему ажиотажу вокруг поисков приоритета отечественных ученых в области медицины и биологии, закончившихся одновременно с кампанией против космополитизма.
Для Бервика не существовало ни своей страны, ни нации - дворянский космополитизм и преданность католической церкви заменяли ему патриотическое чувство, родину, позволяли без всякого внутреннего надлома, без угрызений совести сражаться против своего отечества, служить планам фактического превращения его в вассала французского короля.
Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм: в противовес французскому космополитизму, распространились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц.
Борьба с космополитизмом не имела ничего общего с теоретической принципиальной дифференциацией двух понятий: космополитизм и интернационализм.
После войны Сталин понял, что сионизм и космополитизм являются главными внутренними противниками Русского государства.
Их возвышенная, героическая этика и космополитизм во многом совпадали с буддийскими взглядами.
Римское гражданство уравняло в правах миллионы людей, а эллинистический космополитизм взрастил в них веру в единство человеческого рода.
Можно смело предположить, что, кроме Сталина и членов Политбюро, никто на съезде не знал, что здесь Берия прямо спорит со Сталиным, считавшим буржуазный национализм, сионизм и космополитизм главной опасностью для СССР, а русского великодержавного шовинизма не признававшим вообще.
Я заметил ему, что немцы - страшные националисты, что на них наклепали космополитизм, потому что их знали по книгам.
Затем начались поиски признаков космополитизма в творчестве писателей и поэтов.
Серьезным тормозом развития русской науки было наличие в ней высокого удельного веса лиц еврейской национальности, нередко приносивших в нее дух космополитизма, национальной обособленности, кастовой замкнутости, высокомерного отношения к простым русским людям, а главное - нетерпимый догматизм в сочетании с научной бесплодностью и авантюризмом.
Корни космополитизма, отмечали тогда русские патриоты, следует искать прежде всего в еврейском национализме.
Поэтому борьба с космополитизмом, естественно, должна была вылиться в борьбу с конкретными носителями космополитического зла.
Не случайно, что в период борьбы с космополитизмом подверглось гонению творчество Багрицкого, Светлова, В.
Источник: библиотека Максима Мошкова