Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

комедия дель арте

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. commedia dell arte - комедия масок) вид итальянского театра (16-17 вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-"маски": слуги Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.

Большая Советская Энциклопедия

Комедия дель арте

(commedia dell"arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. д. а. были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., К. д. а. унаследовала реалистические традиции народного фарса , маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической «учёной комедии» («комедия эрудита»). Буффонно яркие представления К. д. а., разыгрываемые на народных диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирическую направленность. Душой спектакля были «слуги» ≈ наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д. а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону К. д. а. определяли идеализированные образы «влюблённых», выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актёры К. д. а., виртуозно владевшие искусством коллективной импровизации, впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшими актёрами К. д. а. были А. Ганасса, братья Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андрсини (16 в.); Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д"Арбес, А. Сакки (18 в.). С середины 17 в. начался упадок К. д. а. ≈ под влиянием католической реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. К. д. а. оказала воздействие на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в других европейских странах (театр «Комеди Итальени» в Париже). Особенно заметно влияние К. д. а. на творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. Жизнерадостная стихия К. д. а. зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле «Принцесса Турандот». Отдельные черты поэтики К. д. а. восприняли современные прогрессивные драматурги и актёры Италии (в том числе Э. Де Филиппе).

Лит.: Дживелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Apollonio М., Storia della commedia dell"arte, Roma ≈ Mil., 1930; Pandolfi V., Il teatro del Rinascimento e la commedia dell"arte, Roma, [1969].

Википедия

Комедия дель арте

Комедия дель арте , или комедия масок — вид итальянского народного театра , спектакли которого создавались методом импровизации , на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски . В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto , la commedia all’improvviso ( театр импровизации ) или la commedia degli zanni (комедия дзанни ).

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков , оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико, ).

К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме . В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова , а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро , возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.

Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов , а искусство импровизации — в stand-up comedy .