Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

киот

киотка, кивот.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

киот

и (устар.) кивот, кивота, м. (греч. kibotos) (церк.). Ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон, божница.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

киот

-а, м. Остекленная рама или шкафчик для икон.

прил. киотный -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

киот

м. Застекленная створчатая полка или шкафчик со стеклянной дверцей для икон; божница.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

киот

КИОТ (от греч. kibotos - ящик)

  1. в православии - застекленный ящик или шкафчик для икон (божница).

  2. В древних направлениях христианства - витрина для размещения предметов религиозного поклонения.

Большая Советская Энциклопедия

Киот

(от греч. kibotós ≈ деревянный ящик), божница, деревянный украшенный шкафчик или створчатая рама для икон.

Википедия

Киот

thumb|200px| Дарохранительница thumb|200px||Православный киот для хранения икон: список иконы преподобного Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого, Кирилло-Белозерский монастырь Кио́т, киво́т, кио́ть  — особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон .

Прообразом киота считается Ковчег Завета Иерусалимского храма.

В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета используется греческое слово кивот , чтобы как и в оригинальном тексте, отличать его от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, куда был положен младенец Моисей ).

В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма , понимается в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота или Дарохранительницы . Как Ковчег находился в Святая святых Храма и в нём хранились Скрижали Завета , так Дарохранительница располагается в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Телом и Кровью Христа , образующими Новый Завет человека с Богом .

Преподобный Ефрем Сирин видит непосредственно в самой конструкции Ковчега Завета прообразовательный смысл Боговоплощения

:

Очистилище над кивотом от злата чиста означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть Пророки и Апостолы . В трапезе представляются пять умосозерцаний: Творец и разумные твари. Два обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, чрез Которого имеют между собою общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собою тайну жертвы сынов Церкви .
Золотой светильник изображает и показывает нам тайну креста ; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран. В яблоках на светильнике таинственно познаем Пророков и Апостолов; в цветах — ангельские силы; в семи светилах — семь светильников Евангелия , или семь очес Господних, призирающих на всю землю ( Зах. 4:10).

Святитель Григорий Нисский видит, что образ нерукотворной Скинии , показанный Моисею на горе, есть « Христос , Божия сила и Божия Премудрость » и все остальные предметы толкует сообразно с этим рассуждением.

Поэтому добровидные и златокованые столпы, носила, кольца и эти херувимы, прикрывающие крыльями кивот и все прочее, что заключает в себе описание сооружения скинии , суть премирные силы, созерцаемые в скинии, по Божественному изволению поддерживающие собою Вселенную. Там истинные наши носила — посылаеми в служение за хотящих наследовати спасение , как бы кольцами какими прикрепленные к спасаемым нашим душам, лежащих на земле поднимающие на себе в высоту добродетели. О херувимах же Писание, сказав, что они крыльями покрывают таинства, положенные в кивоте Завета, подтверждает этим представленный нами взгляд на скинию, ибо знаем, что это имя употребляется о тех силах, вокруг Божия естества созерцаемых, которые видели умом Исаия и Иезекииль .

Святитель рассматривает кивот, закрываемый херувимами и лицо, сокрытое крылами также херувимов, как образ одного и того же Существа, и через это сокрытие показывается людям, что «взгляд на неизреченное недоступен». Менора , находящаяся близ Ковчега, осеняет Скинию и знаменует собой семь светлостей Духа

Примеры употребления слова киот в литературе.

Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно-белыми, не смятыми, видимо, только -- что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко-зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-желтом лице.

Знаешь - есть такие купеческие дома: в каждом углу киот и лампадка перед киотом, духота смертельная, пахнет кислятиной, в гостиной по стенам одни стулья, на окнах ерань - а приедет гость - хозяйка взахается - словно неприятель подступает.

На прилавке, на постланной белоснежной скатерти, были установлены две иконы - одна лавочная, без ризы, другая - в серебряной, вызолоченной ризе, вынутая из семейного киота.

Выпрямившись возле киота, епископ Самтаврский воинственно коснулся нагрудного креста, словно сабли.

И везде, как в той, так и в другой части комнаты, висело много икон, почерневших от времени досок со следами древней русской темперной живописи, образцов неповторимой по своей красоте и изяществу резьбы по дереву, детали киотов, иконостасов, окладов икон.

Одни картины да киоты в тот год остались на местах, когда мы выросли, и что-то случилось с домом: второпях все комнаты между собою менялись мебелью своей шкапами, ширмами, толпою неповоротливых вещей.

А купеческая Москва, которую он лечил, задыхалась в домах без форточек, она жирела в клопиных перинах, в спальнях без единого окошка, где перед киотами мерцали угарные дедовские лампады.

И, прося о милости к слабым, вне воли кривил душой перед киотом, ибо не за всех сущих молил, но лишь за одну-единую: за ту богоданную, о которой в ночи негаданно защемило сердце.

Дубовый стол, широкие лавки вдоль стен, изразцовая печь, киот с тускло мерцающей лампадой да два поставца с немудрящей посудой - вот и вся утварь.

Источник: библиотека Максима Мошкова