Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

кельты в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

кельты

кельтов, ед. кельт, кельта, м. Название одной из ветвей индоевропейцев, к которой принадлежат ирландцы, галлы, бритты и др.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

кельты

-ов, ед. кельт, -а, м. Группа древних племен, обитавших в Западной Европе.

прил. кельтский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

кельты

мн. Древние индоевропейские племена, жившие во второй половине I тысячелетия до н.э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других стран Европы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

кельты

КЕЛЬТЫ (галлы) древние индоевропейские племена, обитавшие во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских о-вов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Наиболее значительны: бойи, гельветы, белги, секваны, эдуи и др. К сер. 1 в. до н. э. покорены римлянами.

Большая Советская Энциклопедия

Кельты

(греч. Keltói), близкие по языку (см. Кельтские языки ) и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов (К. Британии получили название бритты ), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения ≈ Галлия . К., проникших в 3 в. до н. э. в Малую Азию, называли галатами .

В развитии материальной культуры К. выделяют два последовательных периода: гальштатской культуры (900≈400 до н. э.) и латенской культуры (2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.). Расселяясь, К. смешивались с местными племенами: иберами , иллирийцами , фракийцами и др. К. южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во 2 в. до н. э. с С. Италии, К. обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев , от которых территория получила название Богемии). Наиболее значительными племенами К. были: гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуринги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. В экономической жизни К. большую роль играло земледелие и скотоводство; высокого развития достиглопроизводство металлов, стекольное, кожевенное, керамическое производство, кораблестроение; вероятно, у них был изобретён тяжёлый плуг с резцом.

В искусстве К. преобладал орнамент (геометрический, растительный, зооморфный) на металле ≈ гравировка, а затем рельеф, сочетавшиеся с инкрустацией и эмалью. Сильно переработанные заимствования из античного искусства характерны для металлической и каменной скульптуры К. (стилизованные маски, фигуры божеств и героев, зверей и птиц, фантастических существ). Постройки К. большей частью примитивны: полуземлянки, простейшие каркасные хозяйственные сооружения, прямоугольные в плане святилища. К. (главным образом в южной Франции) строили укрепленные поселения («оппидумы»), с каменными строениями, окруженные массивной стеной из блоков камня. Они превратились затем в города-крепости и торгово-ремесленные центры ( Бибракта , Герговия , Алезия , Страдонице и др.). Основной социальной ячейкой К. были паги ≈ территориальные округа отдельных кровнородственных общин. У К. большим влиянием пользовались друиды-жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Племена К. находились на разных ступенях разложения общинно-родового строя. Традиции родоплеменной организации были особенно сильны у белгов и аквитанских племён в Галлии и у К. Британских островов. У наиболее развитых племён появились должностные лица-вергобреты, зарождалась налоговая система и др. атрибуты государственной организации. Междоусобные войны, ослаблявшие К., способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть К. в 1 в. до н. э. за Рейн. Цезарь в 58≈51 овладел всей Галлией. При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю, северная Испания, Галатия, а при Клавдии (сер. 1 в. н. э.) ≈ значительная часть Британии. В составе Римской империи К. подверглись сильной романизации. Уже с 1 в. до н. э. у К. распространяется керамическая, стеклянная и бронзовая утварь римского типа, а затем возникают галло-римская архитектура и скульптура (см. Франция ). Кельтские традиции орнаментики и обработки металла сохранились в 1-м тыс. н. э., особенно в Ирландии .

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Филин Я., Кельтская цивилизация и ее наследие, пер. с чеш., Прага 1961; Filip J., Keltovéve strědní Evropě, Praha, 1956; Grenier A., La Gaule celtique, P., [1945]; Hubert H., Les celtes et l"expansion celtique, [nouv. éd.], P.,1950; Moreau J., Die Welt der Kelten, [2 Aufl.], Stuttg., 1958; PoweI T. G. E., The Celts, revised ed., N. Y., 1960; Varagnac E. et Varagnac A., Fabre G., L"art gaulois, P., 1956.

Н. Н. Белова, А. Л. Монгайт.

Википедия

Кельты

Ке́льты — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе .

Примеры употребления слова кельты в литературе.

Как иберийцы, так и кельты были разделены на бесчисленное множество кланов, но мы не располагаем никакими свидетельствами о вражде между первыми.

Эти находки, к числу которых относятся повозки, телеги, даже лошади, а также всевозможные тарелки и блюда, инструменты, оружие и ювелирные украшения, позволили ученым полнее и глубже понять быт и нравы кельтов и доказали, что сами кельты отнюдь не были таким примитивным народом, как полагали многие.

В Южном Уэльсе и Западной Англии буквально на каждом шагу встречаются таинственные и удивительно романтичные места, которые британские кельты считали обителями богов или аванпостами потустороннего мира.

Оказавшись в таком сложном положении, кельты, по всей вероятности, объединились с иберийцами против общего врага и ассимилировались с ними.

Итак, древние греки и древние кельты придерживались сходных взглядов на жизнь, на мир и посмертное бытие.

Подобно другим нациям, все равно - арийского или неарийского происхождения, кельты, помимо богатой мифологии, обладали и религиозной системой.

На первый взгляд это утверждение весьма спорно, однако трудно допустить, чтобы древние кельты - обитатели Британии не проводили в религиозном плане никакой грани между небом и солнцем.

Вот почему кельты клали в могилу вместе с умершим все необходимое для будущей жизни в Потустороннем мире.

Поскольку кельты верили не только в то, что смерть в этом мире есть своего рода средство оправить душу в Потусторонний мир, но и в то, что смерть в Потустороннем мире точно так же есть средство направить душу из Потустороннего мира в этот, они, согласно различным свидетельствам, оплакивали рождение младенца и радостно праздновали кончину.

Находки из кургана княгини из Ви говорят о том, что в древности кельты вели активную торговлю с греками, этрусками, а также с Римом и Бургундией.

По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что кельты, по свидетельству древних источников, непременно стремились обезглавить врагов, убитых ими на поле боя, и часто привязывали их отрубленные головы к шеям своих коней.

По некоторым сведениям, кельты иногда очень долго сохраняли головы наиболее прославленных врагов, бальзамируя их кедровым маслом и держа в особых сундучках.

Явные свидетельства того, что кельты любили отрубать врагам головы, используя их в качестве трофеев, были найдены римлянами, которые в одном из походов разгромили кельтское племя салиев.

Вполне естественно, что голова, которой кельты придавали столь важное значение, часто встречается в кельтской мифологии.

В более поздние, цивилизованные времена, когда кельты отказались от мрачной практики обезглавливать врагов, культ головы по-прежнему сохранял у них большое значение.

Источник: библиотека Максима Мошкова