Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Мифологический словарь

кекропс

(греч.) — афинский царь, получеловек-полузмея, отец Эрисихтона, Аглавры, Герсы, Пандросы. Легенда считает К. первым царем Аттики, назвавшим страну Кекропией. К. изображали могучим мужчиной со змеиным хвостом вместо ног. При нем произошел спор между Афиной и Посейдоном за обладание этой страной: Посейдон создал для Аттики источник воды, а Афина вырастила оливковое дерево, и ее дар был признан более ценным. По одному из мифов, К. был судьей в споре, по другому — зрителем, но его свидетельство решило спор в пользу богини. На тесную связь культа К. с Афиной указывает также то, что имена дочерей К. были эпитетами богини. Дочери К. — Аглавраи Пандроса — считались богинями росы и защитницами от засухи.

Википедия

Кекропс (сын Геи)

Ке́кроп, Ке́кропс — культурный герой греческой мифологии . По преданию, основатель и первый царь Аттики , рождённый Геей , по менее популярной версии, сын Гефеста . Современник Триопа , при нём погиб Фаэтон и произошёл Девкалионов потоп .

Считался автохтоном , рождённым из земли, и представлялся с двумя змеиными туловищами вместо обеих ног. Изображается в облике змея. Он построил афинский акрополь , названный им Кекропией . Имел две природы и первым установил брак между мужчиной и женщиной.

Правил ещё до того, как люди получили в дар от богов вино, но уже почитал богов и приносил им жертвенные возлияния, используя для этого обычную воду. По мнению комедиографа Эвбула, возможно, поэтому помещён на небо в созвездии Водолей .

Согласно Филохору , когда на Аттику нападали карийцы и беотийцы, Кекропс поселил жителей, живших до этого разбросанно по полям, в 12 городах: Кекропия, Тетраполь, Эпакрия, Декелея, Элевсин , Афидна, Форик, Браврон, Кифер, Сфетт, Кефисия.

Кроме того, был благочестив настолько, что первым назвал Зевса Верховным и вместо кровавых жертв сжигал на жертвенном огне ячменные лепешки. Первым совершил жертвоприношение Афине.

При нём произошёл спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой, а Кекропс, по одной из версий мифа, был судьёй в этом споре. Состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забила ключом морская вода, а в том месте, куда ударила копьём Афина, выросло оливковое дерево . Кекропс отдал предпочтение Афине, и город отошёл под её покровительство и назван её именем . По другим версиям этого же мифа (например, Овидий ), спор разрешал Зевс, дав им в качестве судей не Кекропса и Краная, и не Эрисихтона, а двенадцать олимпийских богов. Кекропс же лишь засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. По позднейшей версии, при нём произошло голосование по данному вопросу, и одной женщиной оказалось больше. Миф о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой был популярнейшим аттическим мифом, и сцена из него была изображена на западном фронтоне Парфенона . Об источнике морской воды на акрополе Афин и о священной оливе упоминают Страбон , Павсаний и Геродот .

Кекропс и Аглавра I — родители Эрисихтона и трёх дочерей: Аглавры II , Герсы и Пандросы , которые считались богинями росы и отвратительницами засухи. Афина передала им в закрытом ящике младенца Эрихтония , змеевидного сына земли, взяв с сестёр клятву, что они не откроют ящик. Герса и Аглавра нарушили клятву и, из любопытства, открыли его. Увидев младенца, тело которого переходило в змеиный хвост, они в ужасе бросились со скалы в пропасть и погибли.

По его имени афиняне называли себя поэтически кекропидами , свою страну и свой город — Кекроповыми; по нему же была названа одна из 10 Клисфеновых фил . Его гробница в акрополе, в храме Афины. Изображение героя-эпонима находилось в Афинах и в Дельфах. Полузмей Кекропс, несомненно, служил олицетворением местного населения Аттики.

Позднейшие мифы, сформировавшиеся к V в. до н. э., в которых афиняне пытались обосновать свои претензии на господство в тех землях, где их первый царь якобы основывал города, вызвали дупликацию образов целого ряда героев аттических мифов (см. Пандион , Эрехтей ) в том числе и Кекропса, считавшегося в различных источниках не предшественником, а сыном Эрехтея или отождествлявшегося с Эрихфонием . Кекропсу стали приписывать и введение культуры, в результате чего некоторые древние писатели стали искать его место происхождения в египетском городе Саис . По некоторым, он изобрел письменность.

Кекропс упоминается также в некоторых местностях Беотии и Евбеи . Согласно одной версии, когда Кекропс властвовал над Беотией, то основал там города Элевсин и Афины на реке Тритон, позднее уничтоженные наводнением. В Галиарте было святилище «Кекропа, сына Пандиона».

Кекропс является одним из главных действующих лиц кантаты Доменико Чимарозы «Основание Афин» , написанной по заказу Екатерины II .

Кекропс

Кекропс — имя двух мифических царей Афин:

  • Кекропс , или Кекропс I.
  • Кекропс , или Кекропс II.
Кекропс (сын Эрехтея)

Кекропс (Кекропс II, ) — персонаж древнегреческой мифологии . Царь Афин. Сын Эрехтея и Праксифеи . Ксуф в споре сыновей Эрехтея о власти выбрал царем Кекропса. Женился на Метиадусе , дочери Эвпалама, и родил Пандиона II . Посвятил изображение Гермеса из дерева в храм Афины Полиады. Переселился в Эвбею . Его сменил Пандион II . В связи с небольшим числом сведений об этом царе выдвигалось предположение, что вначале Кекропс был один, а затем для упорядочения родословной его пришлось «раздвоить».

Примеры употребления слова кекропс в литературе.

По преданию, богиня Афина Паллада подарила дочерям царя Кекропса новорожденного змеиноногого ребенка неизвестного происхождения, но строго запретила открывать ящик, в котором он находился.

Но дочери Кекропса, называвшиеся Пандроза, Аглаура и Хеха, подстрекаемые любопытством, открыли ящик и нашли мальчика в клубке змей.

Там можно найти приношения самого странного и разнообразного характера: сделанный из дерева Гермес, постоянно украшенный миртовыми ветвями, относящийся к временам Кекропса, странной формы кресло, сделанное в доисторические времена самим Дедалом, точно так же, как и трофеи персидской войны: отнятые панцири и громадные мечи побежденных персидских предводителей.

Источник: библиотека Максима Мошкова