Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Качинцы

Качинцы ( хак. хаас, мн. хаастар) — этнографическая группа хакассов . Носители качинского диалекта хакасского языка.

Проживают в настоящее время в степной части Хакасии от верховьев Чулыма ( Орджоникидзевский район Хакасии ) до реки Абакан ( Усть-Абаканский и Алтайский районы ).

В XVIII веке проживали под Красноярском , где до сих пор протекает р. Кача . Поэтому связывать этноним «хааш» с Хакасско-Минусинской котловиной можно только после 1720-1740 годов, после переселения джунгарским хунтайджи Цеваном Рабданом в Притяньшанье енисейских кыргызов , когда основная масса качинцев передвинулась вверх по р. Енисей , на свободные земли по pекам Июсы и Абакан .

Согласно свидетельству Г. Ф. Миллера , русское название «качи» появилось в XVII веке по имени самого крупного сеока хашха , общим же самоназванием являлся этноним «ызыр». Русская форма «качи» затем была перенята хакасским населением как «хааш» , но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы. Название «хааш» характерно для этнических образований и других народов Южной Сибири . Например: «хааш» — один из основных сеоков тофаларов , «хааш» — тувинское название бурят , сойотов , «хааш» — дархатское обозначение тувинцев-тоджинцев , «хара хааш» — тувинское наименование тофаларов. Наряду с формой «хааш», среди родовых подразделений оленеводов (тувинцев-тоджинцев, бурят, сойотов и хубсугульских урянхайцев ) встречается название «хаасут». Этот сеок восходит к потомкам жителей Кайсотской землицы XVII в. Этноним «хаасут», по мнению многих исследователей, происходит от монгольской формы множественного числа термина «хаас» , который, в свою очередь, видимо, сопоставляется с самодийским словом «хас» — мужчина. Выяснение истинного ареала этого этнонима подтверждает правоту многих учёных, полагающих, что он связан с таёжными самодийцами, не имеющими этногенетических связей с тюркоязычными качинцами. По мнению китаеведа С. Е. Яхонтова , этноним «хааш» встречается в летописях «Новой истории Тан» в форме «гээчжи». Народ гээчжи обитал рядом с племенем дубо в пределах Восточных Саян , где и ныне жители сохранили своё исконное самоназвание.

Сагайцы и кызыльцы считали качинцев выходцами из страны Торбет, т. е. дербетами из Северо-Западной Монголии . Согласно преданиям, монгольский хан отдал одно из своих племён в приданое дочери, вышедшей замуж за кыргызского князя Оджен-бега . Последняя версия подтверждает факт переселения в Хакасию части джунгаров . В 1756, в связи с разгромом Джунгарского ханства , около 7 тысяч беженцев были расселены в пределах Красноярского и Кузнецкого уезда . Они вошли в состав местных родов, что резко повлияло на масштабы их роста (численность качинцев за вторую половину XVIII в. возросла в 23,5 раза). В это время среди хакасов распространились легенды о Шуну батыре и Амур Сане , появились сеоки с этнонимом « ойрат » (т.е. джунгар ) — ойрат хыргыс, ойрат хасха и т.д.

Население Качинской степной думы сложилось из оставшихся родов «Кыргызской земли», а также перекочевавших из-под г. Красноярска и Восточного Саяна кыштымов и ойратских беженцев из Джунгарии. Однако удельный вес кыргызов ( езерцев ) в этой административной единице был настолько велик, что даже в конце XVIII века качинцев иногда называли «киргизцами». Они подразделялись на следующие сеоки: хасха, хыргыс, пюрют, соххы, ызыр, тиин, аара, чарын, частых, чильдег, ханмазы, аба, пильтыр, которые в свою очередь делились на более мелкие рода.