Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

касты

КАСТЫ (португ. casta, от лат. castus - чистый; санскр. джати)

  1. замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, Индия, Перу и пр.). В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х гг. 20 в. было 3,5 тыс. каст и подкаст. Иерархия каст в средневековой Индии: высшие - брахманы и военно-землевладельческие касты - составляли класс крупных и средних феодалов; ниже - торгово-ростовщические касты; далее землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев - полноправных общинников; еще ниже огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг; среди последних низший слой - бесправные касты "неприкасаемых". Конституция Республики Индия (1950) признала равноправие каст и юридическое полноправие "неприкасаемых".

  2. (в переносном смысле) замкнутая общественная группа (напр., "дворянская каста", "офицерская каста").

Большой юридический словарь

касты

в Индии исторически сложившиеся замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). К. образуют иерархию со строгими ограничениями. Конституция Индии (1950) признала равноправие всех К.

Большая Советская Энциклопедия

Касты

(португ. casta ≈ род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент ≈ джати), эндогамные (см. Эндогамия ) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств (привилегированные К. жрецов в Древнем Египте, Древнем Иране, сословие самураев в Японии и т.д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырёх сословий ≈ варн ≈ в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Образование новых К. (главным образом ремесленных и торговых) было связано с дальнейшим общественным разделением труда. «... Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов...» ≈ отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). Система К. ≈ важный составной элемент всей религиозной системы индуизма . Индуизм способствовал развитию универсальности кастовой организации: раз возникнув, К. вбирала в себя любую группу ≈ сословную, профессиональную, этническую или религиозную. Поэтому наряду с основной массой К., выражавших сословно-классовое и профессиональное деление индийского феодального общества, возникли К, на основе религиозных сект (госаин, йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён. Индусы рассматривают всех неиндусов как «вне-кастовых», но группы иноверцев, живущие в индусском окружении (христиане, сикхи, мусульмане и др.), обретают фактически статус К. Остатки системы К. сохраняются также внутри христианской, сикхской и особенно мусульманской общины в Индии: в них осталось деление на иерархически расположенные эндогамные группы.

В пределах расселения каждой индийской народности К. образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии уже в раннесредневековом обществе составляли брахманские и военно-земледельческие К. (так называемых Дважды рождённых), из которых формировался класс феодалов и которые образовывали слой полноправных общинников ( раджпуты , кунби, наяры, редди, веллала, джаты и др.). Высокое место в иерархии занимали также городские торгово-ростовщические К. (банья, четти и др.). Ниже стояли К. арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). Самые низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали К., члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, эксплуатировавшихся феодальной верхушкой общины. К этой группе относились К., выполнявшие, согласно индуистской традиции, нечистые работы (метельщики, кожевники, прачки и др.). На эти К, распространились наиболее многочисленные социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких К. Поэтому они получили название «неприкасаемых» (на хинди ≈ «ачхут»).

В новое и новейшее время «неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования с.-х.. пролетариата Индии, образуя внутри него слой кабальных батраков, в эксплуатации которых ещё сильны пережитки докапиталистических отношений.

К. функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе К. стоят советы ≈ панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов К., следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие. В традиционном индийском обществе, представлявшем собой систему общин, основанных на кастовой иерархии, принадлежность к той или иной К. в принципе гарантировала соответствующие условия существования, но в то же время предрекала навечно полученный по рождению образ жизни. На протяжении большого периода социально-экономическое положение некоторых К. изменялось и соответственно несколько изменялось их место в кастовой иерархии.

Развитие капитализма привело к нарушению традиционных генетических связей членов К. с определенной профессией и с постоянным районом расселения. Ограничения в общении между членами различных К. ослабевают главным образом в городе, вне традиционного быта. Из признаков К. наиболее стойкими оказались эндогамность и передача принадлежности к К. по наследству.

К. оказали влияние на формирование классов в современном индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии ≈ выходцы из торгово-ростовщических К., основная часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции ≈ из военно-земледельческих и брахманских К. В период английского колониального господства (середина 18 в. ≈ 1947) английской власти проводили политику сохранения системы К., используя её для раскола национально-освободительного движения. Вождь индийского национально-освободительного движения М. К. Ганди выступал против кастовой дискриминации, за единство всех К. и религиозных общин в освободительной борьбе.

По индийской конституции (1950) К. равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955), проводятся специальные меры по улучшению экономического, социально-бытового положения «неприкасаемых» и «отсталых племён». Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются для усиления эксплуатации трудящихся, особенно принадлежащих к низшим К. В наибольшей степени кастовые ограничения сохранились в Южной Индии. К. используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала К. как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации. На выборах в местные и центральные законодательные органы все политические партии учитывают кастовый состав избирателей. В Индийской республике изменения в социально-экономическом положении К. привели к острым кастовым конфликтам 1950≈1960-х гг., выступлению ряда К. за повышение их места в кастовой иерархии. В то же время усилились массовые выступления за ликвидацию «неприкасаемости». Коммунистическая партия Индии и др. прогрессивные силы борются за фактическое равенство К., против кастовой дискриминации.

Лит.: Касты в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. К., Община и каста в Хиндустане, М., 1971; Senart Е., Les castes dans l'Inde, P., 1927; Hutton J. H., Caste in India, 3 ed., L., 1961; Ghurye G. S., Caste, class and occupation, 4 ed., Bombay, 1961; Karve I., Hindu society ≈ an interpretation, Poona, 1961; Srinivas M. N., Caste in modern India, Bombay, 1962; Dumont L., Homo hierarchicus, P., 1966.

Г. Г. Котовский.

Примеры употребления слова касты в литературе.

Там я нашел алую тунику, сандалии и плащ - все это составляло обычную одежду горожанина, члена касты воинов.

Обучением птиц занимались члены специальной касты Тарноводов, и когда птицу дарили или продавали воину, то вместе с ней давали свисток с определенным тембром звука.

Совет каст лишь в исключительных случаях разрешал переход в высшие касты, а в низшую переходить никто не хотел.

Слова было трудно разобрать, так как члены этой касты жили поодиночке и редко разговаривали.

Даже самый жалкий человек, который не смел поднять глаза от земли в присутствии члена высшей касты, презренный трус и предатель, в своем доме становился настоящим львом - гордым, щедрым, милостивым, великодушным царем своего дома.

И при следующей вспышке молнии увидел мантию Посвященного, выбритую голову и печальные глаза одного из касты Благословенных.

Я не мог точно сказать, что отличает его от остальных членов касты, но в нем было что-то такое, что выделяло его из их числа.

Сейчас передо мной был просто человек, обычный человек, хотя и одетый в белую мантию гордой касты Посвященных.

Торн, мой друг из касты Писарей, на таких ярмарках покупал старые свитки и книги у своих ученых коллег из других городов.

Даже члены такой низкой касты, как Хранители Тарнов, безмерно гордились своим призванием, ибо никто, кроме них, не был способен обучить такую огромную птицу.

Со времен штурма Ара, когда Па-Кур, глава касты Убийц, вопреки всем законам Гора повел свои орды на город, решив стать его убаром, каста Убийц прекратила свое существование.

И теперь многие бывшие члены этой касты жили, боясь носить свою традиционную черную одежду.

Ты из Высшей Касты, касты Воинов, - сказал хозяин, - тебе не подобает оставаться здесь.

И, более того, - рассмеялась она, хлопнув в ладоши, - он был касты певцов.

Хотя каста Поэтов и Певцов не относилась к категории высших, но она была более престижна, чем, скажем, касты Шорников или Гончаров, которые были с ней одного уровня.

Источник: библиотека Максима Мошкова