Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

каролингское возрождение

культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр "Каролингского возрождения" - кружок при дворе Карла Великого, т.н. "Академия", которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард и др.

Большая Советская Энциклопедия

Каролингское возрождение

«Каролингское возрождение», «Каролингский ренессанс», культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8≈9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. «К. в.» было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин . В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард , поэт Ангильберт и др.

В период «К. в.» вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование ≈ применительно к условиям феодально-церковные культуры ≈ стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей «К. в.» занимали выходцы из Ирландии ≈ Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена , первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.

Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические «Королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание («Фульдские анналы», «Сеи-Бертинские анналы» и др.). Выдающимся исторические произведения «К. в.» является «История лангобардов» Павла Диакона . Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо ≈ так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.

В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-«пфальцев» с дворцом и капеллой; укреплениях бурги»; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек ≈ многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798≈805, см. илл.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820≈822), 3-нефная церковь с вестверком , трансептом и башнями в Корвее (822≈885, см. илл.), надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841≈858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781≈783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816≈835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

Лит.: Рамм Б. Я., «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, «Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. М. Н. Покровского», 1940, т. 5, ист. фак-т, В. 1; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, «Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. Герцена», 1948, т. 68; Köhler W., Die karolingischen Miniaturen, Bd 1≈3, В., 1930≈60; Otto W., Die karolingische Bilderwelt, Münch., 1957; Karl der Grosse. Werk und Wirkung, Aachen, 1969; Hubert 1. J., Porcher J., Volbach W. F., Carolingianart, L., 1970.

Б. Я. Рамм, Ц. Г. Нессельштраус.

Википедия

Каролингское возрождение

Каролингское возрождение — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века , в эпоху правления королей франков Карла Великого , Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов . В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни , на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул . При монастырях открывались школы и библиотеки .

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре , Корби , Фульде , Реймсе , Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин . В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард , поэт Ангильберт и другие.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт , знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена , первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы, крупный композитор, художник, учёный и поэт Туотило .